Бережливое производство, СМК и маркетинг

Бережливое производство, система менеджмента качества и маркетинг

Современные системы управления предприятия, такие как бережливое производство и система менеджмента качества — по сути своей абсолютно маркетингово-ориентированные системы.

Чего стоит само понятие качества: качество — это соответствие продукции и услуг предприятия потребностям клиента. То есть фактически принцип постоянного улучшения СМК направлено на постоянное повышение клиентоориентированности организации. Еще глубже по моему это подчеркивается в бережливом производстве, в котором одним из принципов является построение потока создания ценности для клиента, исключающее операции, которые такой ценности не создают. Как правило, в этих системах предполагается, что то, какое именно качество или ценности важны для клиента, мы знаем, или выявляем во время переговоров.

Вот тут и происходит жесткая стыковка с такими инструментами маркетинга, как маркетинговые исследования. А вот что касается стыковки с другой стороны — со стороны продвижения продукции, тут не все так очевидно. Если продолжить мысль по поводу цепочки создания ценности, можно прийти к выводу, что фактически такой маркетинговый инструмент, как реклама, фактически ценности для клиента не создает. Поэтому его надо стараться исключать, поскольку в терминах бережливого производства это — потери, «муда».

Так оно и есть, ведь покупатель фактически вынужден оплачивать и затраты на рекламу, которые ему лично ценности не создают. Но как исключить затраты на рекламу, тем самым реализовав «бережливый маркетинг»? Выход снова подсказывает бережливое производство: надо повышать ценность продукта, услуги. Таким образом, чтобы реклама была практически не нужна. То есть последовательное применение принципов бережливого производства приводит нас к мысли о том, что надо постоянно отслеживать и выявлять изменение восприятия ценности потребителем и воплощение их в нашем товаре таким образом, чтобы в продвижении он практически не нуждался, и отличался от продукции конкурентов по уровню соответствия восприятию ценности потребителем.

При таком подходе понятно, что реклама и продвижение — просто способ компенсации недостаточной ценности товара для потребителя. Возможен и другой подход. Он заключается в том, чтобы все таки создавать ценность для потенциального потребителя, предоставляя ему информацию о способах решения его проблемы. Причем предоставлять эту информацию в месте, где он ее ожидает и даже ищет. Догадайтесь, какое это место? Правильно, интернет. Все реже — справочники и отраслевые журналы. Так что можно сказать, что маркетинг в интернет (и особенно поисковый маркетинг) — это инструмент «бережливого маркетинга». Кстати, при таком подходе к маркетингу реализуется еще один фундаментальный принцип бережливого производства — вытягивание.


Вальчук Виктор Васильевич
Виктор Васильевич Вальчук К.ф-м.н., бизнес-тренер, модератор более 60 стратегических сессий. Сертифицированный консультант TOCICO по Теории ограничений. Организации: «АРБ-Консалтинг», Школа бизнеса «Управляй будущим» Звоните: +7 (351) 245-03-03 Пишите: info@arbconsulting.ru Присоединяйтесь:

 

Поделитесь этой публикацией:

Последние публикации

Продажи не растут? Есть решение!

Запись вебинара Виктор Вальчука «Продажи не растут? Есть решение!».

Анализ продаж

Некоторые особенности проведения анализа продаж на основе учета прохода для различных видов бизнеса.

Принятие управленческих решений

Принятие управленческих решений – это основная деятельность руководителей. Это творческий процесс, от которого зависит эффективность деятельности компании и успех в бизнесе.

Еженедельный журнал «TOCpeople»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться