Интернет в кризис

Интернет в кризис
Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и получите книгу в подарок!

Руководитель «Агентства развития бизнеса» Виктор Вальчук делится своими соображениями по поводу выживания в кризис.

Мировой финансовый кризис сказался не лучшим образом на рынке рекламы и пиара. С одной стороны, рекламодатель с меньшей охотой тратит деньги. С другой — понимает, что без рекламы никуда, и рынок постепенно перераспределяется в пользу более дешевого и оперативного интернета. К такому выводу пришли участники конференции — руководители и топ-менеджеры 35 PR-агентств из разных стран мира, входящих в международную сеть ECCO International Public Relations. Мнения ведущих специалистов по связям с общественностью о том, как именно тяжелая финансовая ситуация повлияет на PR-рынок, разошлись. Наиболее пессимистичную точку зрения на развитие событий выразили владельцы агентств Великобритании и Ирландии. Они считают, что в ближайшее время можно будет говорить о снижении роста рынка PR-услуг до 20%. Однако большинство экспертов полагают, что на рынке происходит активное перераспределение PR-услуг. Российский регионы подвержены общей тенденции. В Челябинске стало меньше «наружки», глянец и газеты снижают расценки, но рекламодатели в очереди не выстраиваются. Зато количество клиентов крупных сетевых рекламных агентств практически не изменилось. Виктор Вальчук, руководитель компании «АРБ Консалтинг» считает, что кризисный период — прекрасный повод для закрепления на рынке и экспансии.

Для справки: В прошлом году «АРБ Консалтинг» стала лидером в Челябинске по общему обороту услуг в области Интернет маркетинга и по объему работ по поисковому продвижению (по версии издания «Деловой квартал»). «АРБ-Консалтинг» является действительным членом международной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров» и ассоциированным членом Российской Ассоциации Маркетинга. Победитель областного конкурса 2005 года «Лучший предприниматель года в Челябинской области» в номинации «Лучший инновационный продукт». По итогам деятельности за 2007 год «АРБ-Консалтинг» лидирует в списке крупнейших консалтинговых компаний Урало-Западносибирского региона в сфере маркетинга и отношений с общественностью.

Вопрос: «АРБ-Консалтинг» была создана 13 лет назад. Возраст «чертовой дюжины» и совпавший с ним кризис пугает, но и дает возможность оглянуться назад. Какова, по вашему мнению, динамика развития рынка интернет-рекламы на Южном Урале?

Ответ: Конечно, в начале нашего пути каждому потенциальному рекламодателю приходилось объяснять, что такое интернет. Рассказывать про компьютеры, связанные в единую сеть, про то, что из Америки можно увидеть сайты России. Разумеется, рекламы было мало, и решались на размещение в интернете самые отчаянные.

Пользователей сети было гораздо меньше, чем 10 процентов населения. Ожидалось, что как только перевалим этот порог, наступит некий прорыв. К этой цифре мы пришли примерно к 2000 году. К этому же времени относится и качественный скачок: в Челябинске появился ресурс, ориентированный прежде всего на городскую жизнь — 74.ру.

Контекстной рекламы вообще еще не придумали, а московские ресурсы в плане размещения рекламы не рассматривались, потому что были непомерно дорогими для местных предпринимателей. Но 74.ру все-таки расшевелил рекламный рынок. В 2003 году произошел следующий сдвиг — появилось понимание того, что такое поисковая оптимизация, и «АРБ Консалтинг» была первой компанией, которая стала использовать новые возможности. Мы, прежде всего, маркетинговое агентство. Это позволило нам очень быстро понять, что просто сайт без сопутствующего продвижения ничего не дает.

Кстати, недавно я обнаружил в сети наш первый сайт, который мы делали для компании «Оптифарм». Помню, как сначала мы провели большое оффлайновое исследование, опросили потребителей из разных возрастных групп. В результате у «Оптифарма» появился фирменный стиль и слоган «Уверенный взгляд на мир». Мне и сегодня не стыдно заходить на сайт. Он содержит разделы, направленные на потребителей разных категорий: офисные работники у компьютеров, автовладельцы, родители, озабоченные зрением детей. После оптимизации, проделанной специалистами «АРБ Консалтинг» по запросу «контактные линзы» сайт до сих пор на топовом месте в поисковиках…

Очень скоро рекламодатель понял, что контекстная реклама очень демократична. Можно за 3 тысячи рублей провести рекламную компанию федерального масштаба или направить ее в конкретный регион, показывать в определенное время. Контекстная реклама и поисковая оптимизация хороши тем, что клиент всегда «горячий». Он получает информацию по продукту, который ему необходим прямо сейчас. Обычная реклама часто оказывается не в то время в ненужное время.

Тем не менее, все эти годы мы находимся в состоянии развития рынка. В США в 2002 году объем рекламы в Интернете обогнал радио, журналы и встал на одном уровне с газетной рекламой. В России сейчас пока что радио лидирует с большим отрывом, но в прошлом году оно потеряло 6 процентов рынка, а интернет захватил 55 процентов, так что у нас серьезные планы на будущее.

Вопрос: Как компания пережила кризис 1998 года и как планирует выжить в теперь?

Ответ: Знаете, хочу признаться, что 98-й год мы пережили лучше многих. Нам повезло. «АРБ Консалтинг» создавалась как компания в поддержку малого бизнеса. И как раз вышло постановление Бориса Ельцина о поддержке малого предпринимательства в регионах. Мы тогда так и назывались — «Областное агентство по поддержке предпринимательства» — и участвовали в большом международном проекте TACIS. Соответственно, финансирование было валютным, так что особых трудностей мы не испытали.

Что касается нынешнего кризиса… Кризис — хорошая возможность, чтобы существенно увеличить свою долю на рынке. По данным прошлого года, мы номер один в Челябинске по объемам продаж в своем секторе, теперь нужно закрепить этот успех. Я уверен, что количество рекламодателей не уменьшится. Да, маленьким фирмам и компаниям сегодня тяжело, многие будут вынуждены закрыться. Но если честно, нам сейчас не хватает сил, чтобы обслужить всех клиентов. И самое главное в данный момент — сократить потери, чтобы теми же силами сделать больше работы. Помимо того, что мы хотим закрепиться на первой позиции в Челябинске, намерены выйти на рынок Екатеринбурга.

Вопрос: Как вы считаете, что произойдет на рынке интернет-рекламы в ближайшее время?

Ответ: Трудно сказать. Я точно не опасаюсь, что на рынок выйдут игроки из бумажных СМИ. Мне вообще непонятно, почему они до сих пор так упорно держатся за полиграфию. Ведь у них есть качественный контент, от отсутствия которого страдает интернет. Мы идем по пути превращения в веб-издательство, создаем и поддерживаем профильные сайты для специалистов, нанимаем грамотных людей для наполнения собственных проектов качественным содержанием. Это общая тенденция. Постепенно крупные игроки на рынке интернет-услуг выходят из числа веб-разработчиков, сегодня это не самый рентабельный бизнес, слишком велика конкуренция, а клиент до сих пор редко видит разницу в качестве работы. Мы, конечно, продолжаем разрабатывать сайты для заказчиков, но — вот в чем разница — как один из этапов масштабной рекламной кампании. Чтобы не потерять клиента, мы прилагаем усилия для обеспечения рентабельности его проектов.

Стратегия выживания некоторых крупных региональных веб-разработчиков — превращение в веб-издательства. Люди все больше тратят времени в интернете, поэтому спрос на контент растет. В крупных интернет-компаниях понимают, где в сети «деньги лежат». А обычные СМИ способов извлечения прибыли не знают, хотя — вот парадокс — посещаемость онлайновых проектов «бумажных» изданий превышает типографский тираж в разы.

Вопрос: Что, по-вашему, является непременным залогом успеха для компании, занимающейся интернет-рекламой и пиаром?

Ответ: Честность. Честность и только честность. При чем не только по отношению к клиенту, но и к потребителю. Интернет — это пространство, где пользователь сразу понимает, что его «разводят» и в один клик «мышки» навсегда уходит с проекта.


Вальчук Виктор Васильевич
Виктор Васильевич Вальчук К.ф-м.н., бизнес-тренер, модератор более 60 стратегических сессий. Сертифицированный консультант TOCICO по Теории ограничений. Организации: «АРБ-Консалтинг», Школа бизнеса «Управляй будущим» Звоните: +7 (351) 245-03-03 Пишите: info@arbconsulting.ru

 

Поделитесь этой публикацией:

Последние публикации

Почему вам нужно использовать Facebook Pixel

Сегодня запуск собственной рекламной кампании не столь сложен, во многом благодаря таким инструментам, как Facebook Pixel.

Кейс по контент-маркетингу: как показать работу энергетиков

Контент-маркетинг — подбор, размещение и популяризация наиболее востребованной потребителем информации на сайте, — непростое дело.

Почему проекты изменений требуют особого подхода?

В проектах изменений (трансформаций) бизнеса содержание проекта неизвестно. На старте никто не скажет наверняка "что менять" и "на что менять". Значит, и ответ на вопрос «как обеспечить изменения» имеет огромный риск быть неверным.

Еженедельный журнал «TOCpeople»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться