Сдельная оплата труда — препятствие в развитии компании

Сдельная оплата труда — препятствие в развитии компании

Сдельная оплата труда направлена, в первую очередь, на улучшение количественных показателей работы.

В этом вся прелесть ее применения для управленца. Мы просто установили расценки на выполнение определенных видов работ и теперь можем фиксировать количество работы, выполненной работником. Не нужно особенно заботиться об условиях труда, о способах увеличения производительности, о рациональном использовании рабочего времени. Ответственность за количество выполненной работы теперь лежит и на нем. И в случае каких-то сбоев работник сам будет заинтересован в их устранении. И он сделает все, что в его силах, чтобы оборудование не простаивало, а сырье подавалось вовремя. Конечно, у сдельной оплаты труда есть недостатки.

Вот какие недостатки сдельной оплаты перечислены в Википедии

  • Снижения качества производимой продукции;
  • Ухудшения обслуживания оборудования и как результат преждевременного выхода оборудования из строя;
  • Нарушения режима технологического процесса;
  • Нарушения требований техники безопасности;
  • Перерасхода сырья и материалов.

То есть недостатки связаны с тем, что работник заботится о своем заработке и перестает заботиться о интересах предприятия в целом. Деминг называл эту ситуацию «локальной субоптимизацией»: мы добились оптимизации работы отдельного работника, и поставили под угрозу возможности всей системы. «Хотелось, как лучше — а получилось как всегда!». Но локальная субоптимизация так просто не заканчивается. Ее вред может быть гораздо сильнее. Рано или поздно мы столкнемся с тем, что наши возможности удовлетворять клиента будут ограничены, несмотря на все наши усилия по совершенствованию процесса. Не поможет внедрение систем менеджмента качества и бережливого производства, ERP и CRM систем, стратегические сессии (подробнее о стратегической сессии - здесь) и командообразование. И причиной всему может оказаться такое безобидное, казалось бы, решение, как использование сдельной оплаты труда.

И происходит это следующим образом. Установленные расценки на работу учитывают трудозатраты на разные виды работ и соответственно приводят к разной оплате труда при производстве разных видов продукции. Если рабочий делает продукт А, он получает больше, чем если он делает продукт Б. В результате рабочий предпочитает обрабатывать продукт А, если у него есть выбор. Мастер здесь мало может в чем помочь, поскольку он также заинтересован в том, чтобы рабочие могли больше заработать, иначе он останется без работников. А что получает предприятие? Предприятие из месяца в месяц не может вовремя выполнять заказы клиентов. Если на рынке продукции предприятия выполнение заказов в срок — важное требование, мы перестаем удовлетворять рынок. Клиенты ищут более надежных поставщиков. Продажи предприятия падают, прибыли исчезают.

Есть еще один важный аспект

Чаще всего от работника вообще мало зависит то, сколько именно он сделает единиц продукции, за которую ему платят сдельную оплату труда. Выход продукции предопределен состоянием всей системы предприятия. Кроме того, любая система также имеет и естественные колебания, которые являются ее внутренним свойством. Например, объем продаж менеджера зависит от наличия продукции на складе, объемов продаж другими менеджерами, точности прогноза, колебаний в потреблении рынка, надежности поставщика и транспортной компании и т.д. Выход качественной продукции у рабочего зависит от качества сырья и вариаций в его качестве, надежности поставщиков, от состояния и доступности оборудования, качества его обучения и т.д. Знает ли рабочий, что от него мало что зависит на самом деле? Конечно. В этих условиях сдельная оплата труда приводит к деморализации, недоверию и цинизму со стороны рабочих.

Персонал безынициативен, безответственен и сопротивляется новому?

Мы занимаемся постановкой управления персоналом. Разработаем план преобразований для создания культуры сотрудничества и развития персонала, адаптированной под цели вашего бизнеса.

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Есть еще идеологический аспект сдельной оплаты труда. Внедряя СМК (система менеджмента качества), мы говорим о необходимости повышения качества, уровня удовлетворенности клиента. Внедряя бережливое производство — об исключении действий, не создающих ценность с точки зрения клиента. А сдельная оплата труда подталкивает работника поступать вопреки этим пропагандируемым нами истинам. И вот наш персонал понимает, что все это только слова, декларации и не более того. И он не верит в новые подходы.

Проблема состоит не в том, что у нас сдельная оплата труда. Проблема в том, что мы в результате начинаем терять рынок. А основная трудность в том, что эту проблему обнаружить очень трудно. Об этой трудности говорит и приведенный список недостатков сдельной оплаты труда из Википедии. Этот список, как мы видим, не включает главных проблем. Для ее обнаружения нужен сдвиг в парадигме управления. Отказ от решений по локальной оптимизации (ошибочное представление, что улучшения на каждом рабочем месте ведут к улучшениям всего предприятия) и твердый переход к системной оптимизации — улучшать то, от чего непосредственно зависят результаты предприятия.

 

Поделитесь этой публикацией:

Проконсультируйтесь в «АРБ-Консалтинг»

  • Находим решение для каждого случая
  • Гарантируем результат в первые месяцы
  • Полная прозрачность работ

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Последние публикации

Как стать умнее Гегеля и Маркса?

«Бытие определяет сознание», — фраза Карла Маркса, вынесенная в эпиграф, многим хорошо знакома. А почему, собственно, "бытие определяет сознание"? У Гегеля было "бытие определяется сознанием".

Памятка для заказчика стратегической сессии

Если вы чувствуете, что в бизнесе пора что-то менять, значит, пора заняться стратегическим планированием. Чтобы не потратить деньги и время зря, прочтите эти простые рекомендации.

Почему вам нужно использовать Facebook Pixel

Сегодня запуск собственной рекламной кампании не столь сложен, во многом благодаря таким инструментам, как Facebook Pixel.

Еженедельный журнал «TOCpeople»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться