Предложения сотрудников

Предложения сотрудников

В компаниях Японии каждый работник в среднем подает в год 13 предложений и больше. А каково количество предложений работников российских предприятий? Над этим вопросам серьезно задумались руководители наших компаний.

Организуем поток предложений от сотрудников

Новостные ленты совсем недавно пестрили новостями об инновационных изменениях в Сбербанке. В прошлом году центральный банк страны запустил корпоративную социальную сеть «Биржа идей», в рамках которой сотрудники могут предлагать свои инновационные идеи по улучшению работы и сокращению его затрат. Чуть позже топ-менеджмент Сбербанка начал считать суммы и прибыли, которые удалось достигнуть в результате реализации таких предложений. В качестве примера отметим, на создание «Биржи идей» банк потратил 5,5 млн. руб. и еще около 7,5 млн. руб. ушло на ее техническую поддержку в ближайшем будущем. «Но мы уже отбили эти затраты, — замечает Татьяна Свидунович, начальник управления банковских процессов Сбербанка. — Например, только идея о том, чтобы оказаться от карточек лицевого счета, которые заводились для каждого клиента и, по сути, являлись дублирующими документами, даст экономию 18 млн. руб. в год».

Многие компании, убедившись в финансовой эффективности принципов бережливого производства, тоже начали отрабатывать систему предложений от сотрудников.

Компания «Евроменеджмент» (Москва) предлагает ещё один способ организовать творческую энергию работников. Для того чтобы не убить инициативу, грамотно управлять творческим и интеллектуальным потенциалом, можно предложить создать некую «инициативную группу», проще говоря, «инкубатор идей», в состав которой и войдут такие сотрудники. Возглавить этот «совет» должен обязательно опытный и компетентный руководитель, который может оценить «идею» и донести ее до руководства компании.

В «АРБ-консалтинг» (Челябинск) сбор предложений сотрудников осуществляется через внутренний Интернет-портал. В меню такого ресурса есть отдельная вкладка «Предложения сотрудников». Сюда в любое рабочее время суток любой специалист компании может внести свою идею по улучшению. Затем поступившее предложение просматривается и оценивается ответственным за исполнение сотрудником, набирается для реализации инновации инициативная группа. После идея внедряется, и на внутреннем Интернет-портале получает статус «принято».

Время расставить все точки над «i»

После сбора предложений приходит время их анализа и реализации. И, разумеется, наступает момент раздачи благодарностей инициаторам идей. При этом способы вознаграждений авторов эффективных предложений у руководителей компаний разные. Однако есть общая мысль для всех организаций: находчивого сотрудника и его коллег важно грамотно мотивировать на дальнейшую генерацию идей по улучшению работы своего предприятия. Говоря об этом, хочется привести в пример меткое высказывание известного американского предпринимателя и автора книг по менеджменту Ли Якокки: «Вовсе не обязательно принимать каждое рационализаторское предложение, но если не воскликнуть: «Отлично придумано!» — и не похлопать придумавшего по спине, он уже никогда ничего вам больше не предложит. Такого рода реакция показывает человеку — он что-то значит».

Если же предложение все-таки было принято для последующей реализации, руководство должно выбрать вариант поощрения сотрудника. И здесь возникает логичный вопрос: «Как и из каких соображений должна формироваться система вознаграждения?» Обратимся вновь к опыту наших российских коллег.

В упомянутом нами ранее Сбербанке из нематериальной мотивации используются такие виды, как попадание инноватора в кадровый резерв или предоставление дополнительных возможностей по обучению. С материальной стороны, сотрудник, чья инновационная идея была принята, получает 10% от величины годового экономического эффекта, который даст его идея. При этом 25% от этой суммы он получает после одобрения идеи на собрании акционеров, еще до ее внедрения, и 75% — уже после реального внедрения. Однако максимальная сумма выплат ограничена. Сейчас руководство банка решает, каким будет лимит вознаграждений.

Но в тоже время доля анонимов среди зарегистрированных на бирже идей Сбербанка велика: далеко не каждый сотрудник пока готов поделиться идеей от своего имени, но постепенно эта доля сокращается. Сегодня разработана новая система мотивации для тех, чьи идеи были одобрены, что в конечном итоге будет способствовать сокращению доли анонимных предложений.

В Волжской текстильной компании (ВТК) при наличии экономического эффекта предложения сотрудника выплачиваются проценты от него. Более того, в ВТК проводятся конкурсы, направленные на стимулирование активности персонала, со значительными призами. Так, наиболее активный сотрудник, подавший наибольшее количество предложений, активно участвующий в проектах, обучающейся на специальных программах подготовки экспертов по повышению эффективности (в компании есть такие программы) получит приз — автомобиль.

В ООО «Петро» (компания JTI) авторов лучшего по итогам года предложения отправляем в поездку в Германию или Японию. Все подавшие предложения получают благодарственное письмо от руководства. Срабатывает скорее моральный, чем материальный эффект — ты тоже хочешь участвовать и приносить пользу.

В «АРБ-Консалтинг» подведение итогов поступивших предложений происходит в конце года. Отличившиеся сотрудники получают денежные вознаграждения. При этом оценить ценность каждого отдельного предложения бывает довольно сложно. Хочется заметить, что наиболее эффективные идеи поступали в период экономического кризиса. В то время упал спрос на услуги консалтинга, бизнес-образования, а бюджеты отдела маркетинга предприятий существенно сократились. Соответственно, стали возникать сложности по взаимодействию с клиентами. Прошлые методы работы стали недейственны. Именно тогда поступило предложение от сотрудника компании по повышению эффективности работы с клиентами. В ходе оценки работы компании были разработаны процедуры и четкие планы исполнения проектов заказчиков и их последующей оплаты. В итоге, прошедшее внедрение существенно облегчило и улучшило диалог с клиентами «АРБ-Консалтинг».

Персонал безынициативен, безответственен и сопротивляется новому?

Мы занимаемся постановкой управления персоналом. Разработаем план преобразований для создания культуры сотрудничества и развития персонала, адаптированной под цели вашего бизнеса.

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Подведем итоги

Компании, которые встали на путь бережливого производства, сегодня активно собирают, реализуют и подсчитывают экономический эффект предложений своих сотрудников.

В Сбербанке положительные финансовые показатели от реализации предложений сотрудников исчисляются миллионами рублей.

За два года реализации программы повышения эффективности в ВТК реализовано более 300 проектов, более 400 полезных предложений. Одна из идей — перепланировка расположения конвейеров — повысила производительность труда на 70%.

В «АРБ-Консалтинг» за три года существования процедуры сбора предложений через внутренний Интернет-портал было собрано более 150 предложений. Большая часть из них успешно реализована.

Закончить хочется словами известного деятеля Р. Уотермена: «Научитесь думать как Пигмалион. Люди добиваются успеха, когда кто-то, кого они уважают, считает, что они «могут» и их ценят. Ждите от своих сотрудников надежности и компетентности, и они их проявят».


Вальчук Виктор Васильевич
Виктор Васильевич Вальчук К.ф-м.н., бизнес-тренер, модератор более 60 стратегических сессий. Сертифицированный консультант TOCICO по Теории ограничений. Организации: «АРБ-Консалтинг», Школа бизнеса «Управляй будущим» Звоните: +7 (351) 245-03-03 Пишите: info@arbconsulting.ru Присоединяйтесь:

 

Поделитесь этой публикацией:

Последние публикации

Прорывное мышление

Верно говорят: «Измени мышление – изменишь и жизнь, и результаты».

Как стать умнее Гегеля и Маркса?

«Бытие определяет сознание», — фраза Карла Маркса, вынесенная в эпиграф, многим хорошо знакома. А почему, собственно, "бытие определяет сознание"? У Гегеля было "бытие определяется сознанием".

Принятие управленческих решений

Принятие управленческих решений – это основная деятельность руководителей. Это творческий процесс, от которого зависит эффективность деятельности компании и успех в бизнесе.

Еженедельный журнал «TOCpeople»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться