Аудит предприятия и выявленные проблемы
Аудит системы продаж магазина "ГАЗ-Мастер", работающего в формате "у дома", выявил отсутствие позиционирования, неопределенность в выборе целевых групп покупателей. В условиях большой конкуренции со стороны сетевых магазинов это приводило к тому, что единственным способом борьбы за покупателя становилось снижение цен.
На первом этапе разработки предложения ценности была определена основная целевая аудитория магазина. Поскольку он располагался в центре микрорайона, состоящего из старых пятиэтажных хрущевок, заметную долю жителей микрорайона составляли пенсионеры. Они и были выбраны на роль Лиц, Влияющих на Решение о покупке. Основные аргументы в пользу данной категории населения были такими:
- Это люди, которые в силу своего возраста редко пользуются интернетом, и нечасто посещают большие магазины.
- Это люди, которые довольно много общаются между собой.
- Это люди, которые помнят ежегодные обходы и проверки газовых плит представителями газовых служб в советское время. Отсутствие таких проверок в современных условиях вызывает у них тревогу.
- Это активные потребители теленовостей, в которых время от времени сообщается о взрывах неисправного газового оборудования.
- Это в целом более «тревожные» личности, в основе поведения которых все бОльшее значение придается безопасности и снижению трудозатрат.
Портрет типового пользователя показал основные проблемы целевой аудитории, которые требовалось устранить новым предложением ценности. В нем был сделан упор на повышенной безопасности газовых плит нового поколения, которые не требуют ежегодного контроля.
В качестве продавцов в магазин по нашей рекомендации подобрали мужчину и женщину предпенсионного возраста из бывших техников газового хозяйства. С которыми у потенциальных покупателей при общении нет никаких барьеров и есть огромный кредит доверия.
Эти продавцы, пройдя краткое обучение технологиям продаж, охотно показывали, как и чем обеспечивается безопасность в современных газовых плитах. Не забывали при этом напомнить про возрастные изменения (уменьшение остроты зрения, снижение обоняния, мелкой моторики), выявить особенности ведения хозяйства покупателей (бюджет, состав семьи и пр.) и подобрать с учетом всего перечисленного оптимальную модель плиты.
Для их привлечения в магазин было решено воспользоваться рекламой на квитанциях ЖКХ. Текст рекламного сообщения призывал читателя проверить дату выпуска имеющейся на кухне газовой плиты, и сообщал данные из ГОСТ 10798-85 на ПЛИТЫ ГАЗОВЫЕ БЫТОВЫЕ.
«… 3.16.1. Установленная безотказная наработка плиты - не менее 10000 циклов для каждого крана.
3.16.2. Установленный срок службы плиты - не менее 14 лет….»
Далее следовало напоминание, что обязательное в эпоху СССР ежегодное обслуживание газовых приборов в квартирах сотрудниками газовой службы прекращено. После чего предлагалось обезопасить свою кухню, т.е. себя и окружающих, на следующие 14 лет. Простым способом – покупкой новой абсолютно безопасной плиты. Помимо адреса и телефона магазина указывалось, что он в пределах шаговой доступности, а пенсионерам предоставляются скидки.
До начала нашего сотрудничества магазин занимался только продажами. Но после уточнения целевой группы клиентов и разработки для нее предложения ценности стали понятны необходимые изменения в операционной деятельности компании.
Поскольку пенсионерам бывает сложно организовать установку, вывоз и утилизацию старой плиты, владельцы магазина заключили соглашение с сервисной компанией, оказывающей эти услуги.
Результат
Повышение уровня продаж на 30% в первый месяц после распространения одного тиража ежемесячных квитанций на оплату за газ. Данный эффект сохранялся на протяжении 6 последующих месяцев.