В проектах изменений (трансформаций) бизнеса содержание проекта неизвестно. На старте никто не скажет наверняка "что менять" и "на что менять". Значит, и ответ на вопрос «как обеспечить изменения» имеет огромный риск быть неверным.
Стратегия разрабатывается в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 18 ноября 2011 г. № 683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет».
Стратегия развития включает в себя следующие основные разделы
- анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков;
- определение цели развития предприятия, в том числе с учетом проведенного анализа внутренней и внешней среды и оценки рисков;
- показатели достижения целей развития предприятия с указанием планируемых сроков их достижения;
- мероприятия (производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные), необходимые для достижения целей стратегии развития в планируемые сроки;
- информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития;
- план мероприятий по реализации стратегии развития;
- мониторинг и контроль реализации стратегии развития.
Стратегия развития предприятий может содержать также дополнительные разделы с учетом специфики деятельности таких предприятий
1. При проведении анализа внешней среды проводится
- общий анализ отрасли, с описанием прогнозируемых потребностей рынка на перспективу и приоритетных направлений развития отрасли по видам деятельности;
- анализ конечных потребителей;
- анализ конкурентной ситуации;
- анализ существующих направлений и перспектив развития сотрудничества с зарубежными предприятиями;
- анализ прочих значимых факторов.
В случае целесообразности проводится анализ деятельности предприятия в сравнении с сопоставимыми компаниями, в том числе сравнительный анализ существующей и ожидаемой продуктовой линейки в сравнении с ведущими мировыми производителями.
При осуществлении анализа деятельности предприятия в сравнении с сопоставимыми компаниями используются следующие ключевые показатели
- рентабельность по чистой прибыли;
- рентабельность капитала;
- структура капитала (доля заемного капитала в общей величине активов);
- структура долговой нагрузки (в том числе, доля краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;
- структура издержек (отдельно необходимо проанализировать отношение средней заработной платы в данной отрасли или на данном рынке, а также к средней заработной плате у отечественных и зарубежных конкурентов);
- портфель производимой продукции/услуг (в том числе анализ наиболее перспективных, инновационных продуктов и современных технологий производства);
- доля предприятия на основных рынках сбыта;
- география сбыта;
- структура поставщиков;
- производительность труда;
- степень износа основных фондов;
- расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в процентах от выручки;
- Рекомендуется рассматривать консолидированные финансовые показатели.
В рамках проведения анализа внутренней среды приводится: общее описание деятельности предприятия, описание финансовых потоков, производства и организации сбыта продукции, описание кадровой структуры и системы управления персоналом, информационных технологий и мероприятий по инновационной деятельности, а также дать описание текущей стратегии развития при ее наличии.
Проводится оценка рисков реализации стратегии развития, возможных механизмов управления рисками и нивелирования последствий их возникновения. Также в рамках оценки рисков приводится описание проблем технико-технологического развития предприятия и возможных мероприятий, направленных на их устранение.
2. При определении стратегических целей развития предприятия учитываются результаты проведенного анализа внешней и внутренней среды сопоставимых компаний и оценки рисков, положения отраслевой стратегии развития, утвержденной соответствующим федеральным органом исполнительной власти или Правительством Российской Федерации, и иных документов, определяющих развитие соответствующей отрасли (указы Президента Российской Федерации, государственные программы, федеральные целевые программы, стратегии развития смежных отраслей и т.д.).
Помимо этого, в стратегических целях развития предприятия отражаются подходы организации к решению задач в сфере экологии, энергоэффективности и социальной ответственности.
3. Стратегические цели формулируются (устанавливается перечень показателей для достижения), измеряются (указывается числовое значение для каждого показателя) и срок достижения.
Для достижения целей организациям устанавливаются следующие показатели деятельности:
- доля по ключевым продуктам на основном рынке деятельности компании;
- расширение географии сбыта продукции;
- показатели, характеризующие модернизацию и инновационное развитие;
- доля НИОКР за счет внебюджетных средств в выручке компании;
- себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке);
- производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);
- экспорт продукции/услуг в процентах к выручке компании;
- показатели, характеризующие финансовую эффективность и устойчивость:
- рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);
- показатели, характеризующие долговую нагрузку (отношение суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж);
- ликвидность (отношение разницы между оборотными активами и долгосрочной дебиторской задолженностью к краткосрочным обязательствам);
- объем инвестиций в основной капитал;
- показатели, характеризующие энергоэффективность и энергосбережение.
Показатели устанавливаются в динамике по годам на весь период стратегического планирования.
Показатель рентабельности по чистой прибыли соотносится с аналогичным показателем по сопоставимым компаниям.
4. При разработке перечней конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей к поставленным срокам, руководствуемся следующим разделением на типы мероприятий.
1. производственные мероприятия:
- Проводится независимая оценки технологического уровня предприятия. По результатам проведения такой оценки готовятся прогнозы научно-технического развития, модернизации и оптимизации применяемых технологий, обеспечивающих достижение стратегических целей.
- Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения, проводится энергетическое обследование.
- Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение экологичности деятельности и снижение вредного воздействия на окружающую среду, проводится экологическое обследование.
2. инвестиционные и финансовые мероприятия:
- Указываются мероприятия по приобретению и продаже крупных активов, акций (долей) в других организациях, а также мероприятия по созданию (учреждению) организаций.
- На основе комплекса производственных мероприятий определяются объемы, время и сроки необходимого финансирования, в том числе привлечение кредитных ресурсов и облигационных займов.
3. инновационные мероприятия:
- Стратегия развития в случае необходимости включает в себя программу инновационного развития предприятия или отдельные мероприятия, направленные на модернизацию, проведение НИОКР. В случае отсутствия у предприятия утвержденной программы инновационного развития при ее разработке учитываются Рекомендации по разработке программ инновационного развития, утвержденные решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4, а также Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные распоряжением Минэкономразвития России от 31 января 2011 г. № 3Р-ОФ.
4. управленческие мероприятия:
- Внедрение системы мотивации на достижение установленных стратегических целей;
- внедрение системы ключевых показателей эффективности (КПЭ), обеспечивающих достижение стратегических целей;
- взаимосвязь размеров вознаграждений руководству с достижением целевых значений КПЭ в срок.
- Внедрение современных информационных технологий и систем, позволяющих осуществлять, в том числе:
- учет имущества предприятия;
- планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- управление внутрикорпоративными инновационными процессами;
- ведение консолидированной финансовой отчетности, в том числе по МСФО.
5. кадровые мероприятия:
- мероприятия по обучению и развитию персонала (в том числе по работе с вышеуказанными информационными системами);
- мероприятия по обмену опытом с ведущими компаниями отрасли, передовыми научно-техническими центрами.
6. мероприятия по разработке и корректировке внутренних документов предприятия, а также сопутствующих инструментов.
По результатам разработки стратегии развития в соответствии с вышеуказанными рекомендациями планируется произвести корректировку соответствующих документов организации или разработать их, если они не были разработаны ранее, в том числе:
- документ, устанавливающий перечень КПЭ и их целевые значения (в том числе КПЭ, отражающие реализацию программ инновационного развития);
- положение о вознаграждениях руководства. Обращается внимание на установление долгосрочной мотивации руководства предприятия (выплата вознаграждений предусматривается в зависимости от достижения КПЭ, установленных на соответствующий срок).
7. разрабатывается инвестиционно-финансовая политика деятельности организации:
- инвестиционно-финансовой политикой предприятия могут быть установлены, в том числе:
- четкие критерии инвестирования (сроки инвестирования, внутренняя норма доходности (IRR);
- требования по максимально допустимому уровню долговой нагрузки;
- требования по уровню ликвидности;
- требования по коэффициенту отношения свободного денежного потока к выручке.
5. Особое внимание уделяется финансовому обеспечению стратегии развития.
Обеспечивается увязка стратегии развития с программами деятельности предприятия, программами инновационного развития (при их наличии) с инвестиционными программами (проектами), финансовыми планами организации в целях достижения утвержденных в стратегии развития целей и задач, а также заявленных финансово-экономических показателей.
Все цели и мероприятия, предусмотренные стратегией развития, увязываются с источниками финансирования (бюджетными и внебюджетными). Во внебюджетных источниках указываются объемы кредитных и заемных средств.
6. По итогам определения необходимых мероприятий для достижения целей стратегии развития, а также необходимого объема финансирования соответствующих мероприятий разрабатывается план-график реализации мероприятий стратегии развития.
В плане-графике указываются плановые сроки исполнения каждого мероприятия, определяется перечень ответственных лиц из органов управления предприятия (ответственного исполнителя, а также соисполнителей при необходимости).
Звоните +7 (351) 245-03-03 или пишите info@arbconsulting.ru
Мы гарантируем быстрый ответ и подготовку коммерческого предложения Запросить предложениеЗапросить предложение
Почему мы
Мы занимается внедрением решений Теории ограничений по управлению запасами, производством, маркетингом, проектами и финансами в различных сферах более 20 лет. Благодаря целостному подходу к управлению бизнесом, использованию Теории ограничений и опыту наших сотрудников, мы можем способствовать постоянному улучшению вашего бизнеса.
Мы оказываем полный спектр консалтинговых услуг как компания по организации стратегической сессии от написания бизнес-плана до поставки готового продукта клиентам, включая операционную деятельность. Нами реализовано более 300 консалтинговых проектов по внедрению инструментов СМК, Бережливого производства (Lean) и Теории ограничений на предприятиях различных отраслей России, Украины и Казахстана.
Модерация стратегических сессий и проведение наша основная задача. В качестве фасилитатора стратегических сессий и модератора выступает Виктор Вальчук.
Опыт
с 1996 года
Сертифицированные консультанты
Целостный подход
Подробнее
Ведущий консультант
Вальчук Виктор Васильевич
Бизнес-тренер и консультант по системам управления. Опыт консалтинговой
деятельности с 1996 года. Подробнее...
Модератор стратегической сессии.
Наши проекты
ЭРГИС Групп
Оборачиваемость товарных запасов: было — 1,9 , стало — 4,1
Кейс КХ Волкова
Время производственного цикла сократилось с 46 до 27 часов
Скрепы
Коэффициент транзакций: было 0,2% , стало 1,8%
НТЦ Геотехнология
Конверсия обращений в заказы: было 2%, стало 4,5%
Публикации по теме
Уже доступна наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о необходимости преодолении ограничивающих убеждений в бизнесе и не только.
Принятие управленческих решений – это основная деятельность руководителей. Это творческий процесс, от которого зависит эффективность деятельности компании и успех в бизнесе.
Задать вопрос
Валерий Краснов
Консультант по Теории ограниченийТелефон: +7 (351) 245-03-03
e-mail: info@arbconsulting.ru