Разработка стратегий развития ФГУП

Стратегия разрабатывается в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 18 ноября 2011 г. № 683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет».

Стратегия развития включает в себя следующие основные разделы

  • анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков;
  • определение цели развития предприятия, в том числе с учетом проведенного анализа внутренней и внешней среды и оценки рисков;
  • показатели достижения целей развития предприятия с указанием планируемых сроков их достижения;
  • мероприятия (производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные), необходимые для достижения целей стратегии развития в планируемые сроки;
  • информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития;
  • план мероприятий по реализации стратегии развития;
  • мониторинг и контроль реализации стратегии развития.

Стратегия развития предприятий может содержать также дополнительные разделы с учетом специфики деятельности таких предприятий

1. При проведении анализа внешней среды проводится

  • общий анализ отрасли, с описанием прогнозируемых потребностей рынка на перспективу и приоритетных направлений развития отрасли по видам деятельности;
  • анализ конечных потребителей;
  • анализ конкурентной ситуации;
  • анализ существующих направлений и перспектив развития сотрудничества с зарубежными предприятиями;
  • анализ прочих значимых факторов.

В случае целесообразности проводится анализ деятельности предприятия в сравнении с сопоставимыми компаниями, в том числе сравнительный анализ существующей и ожидаемой продуктовой линейки в сравнении с ведущими мировыми производителями.

При осуществлении анализа деятельности предприятия в сравнении с сопоставимыми компаниями используются следующие ключевые показатели

  • рентабельность по чистой прибыли;
  • рентабельность капитала;
  • структура капитала (доля заемного капитала в общей величине активов);
  • структура долговой нагрузки (в том числе, доля краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;
  • структура издержек (отдельно необходимо проанализировать отношение средней заработной платы в данной отрасли или на данном рынке, а также к средней заработной плате у отечественных и зарубежных конкурентов);
  • портфель производимой продукции/услуг (в том числе анализ наиболее перспективных, инновационных продуктов и современных технологий производства);
  • доля предприятия на основных рынках сбыта;
  • география сбыта;
  • структура поставщиков;
  • производительность труда;
  • степень износа основных фондов;
  • расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в процентах от выручки;
  • Рекомендуется рассматривать консолидированные финансовые показатели.

В рамках проведения анализа внутренней среды приводится: общее описание деятельности предприятия, описание финансовых потоков, производства и организации сбыта продукции, описание кадровой структуры и системы управления персоналом, информационных технологий и мероприятий по инновационной деятельности, а также дать описание текущей стратегии развития при ее наличии.

Проводится оценка рисков реализации стратегии развития, возможных механизмов управления рисками и нивелирования последствий их возникновения. Также в рамках оценки рисков приводится описание проблем технико-технологического развития предприятия и возможных мероприятий, направленных на их устранение.

2. При определении стратегических целей развития предприятия учитываются результаты проведенного анализа внешней и внутренней среды сопоставимых компаний и оценки рисков, положения отраслевой стратегии развития, утвержденной соответствующим федеральным органом исполнительной власти или Правительством Российской Федерации, и иных документов, определяющих развитие соответствующей отрасли (указы Президента Российской Федерации, государственные программы, федеральные целевые программы, стратегии развития смежных отраслей и т.д.).

Помимо этого, в стратегических целях развития предприятия отражаются подходы организации к решению задач в сфере экологии, энергоэффективности и социальной ответственности.

3. Стратегические цели формулируются (устанавливается перечень показателей для достижения), измеряются (указывается числовое значение для каждого показателя) и срок достижения.

Для достижения целей организациям устанавливаются следующие показатели деятельности:

  • доля по ключевым продуктам на основном рынке деятельности компании;
  • расширение географии сбыта продукции;
  • показатели, характеризующие модернизацию и инновационное развитие;
  • доля НИОКР за счет внебюджетных средств в выручке компании;
  • себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке);
  • производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);
  • экспорт продукции/услуг в процентах к выручке компании;
  • показатели, характеризующие финансовую эффективность и устойчивость:
  • рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);
  • показатели, характеризующие долговую нагрузку (отношение суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж);
  • ликвидность (отношение разницы между оборотными активами и долгосрочной дебиторской задолженностью к краткосрочным обязательствам);
  • объем инвестиций в основной капитал;
  • показатели, характеризующие энергоэффективность и энергосбережение.

Показатели устанавливаются в динамике по годам на весь период стратегического планирования.

Показатель рентабельности по чистой прибыли соотносится с аналогичным показателем по сопоставимым компаниям.

4. При разработке перечней конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей к поставленным срокам, руководствуемся следующим разделением на типы мероприятий.

1. производственные мероприятия:

  • Проводится независимая оценки технологического уровня предприятия. По результатам проведения такой оценки готовятся прогнозы научно-технического развития, модернизации и оптимизации применяемых технологий, обеспечивающих достижение стратегических целей.
  • Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения, проводится энергетическое обследование.
  • Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение экологичности деятельности и снижение вредного воздействия на окружающую среду, проводится экологическое обследование.

2. инвестиционные и финансовые мероприятия:

  • Указываются мероприятия по приобретению и продаже крупных активов, акций (долей) в других организациях, а также мероприятия по созданию (учреждению) организаций.
  • На основе комплекса производственных мероприятий определяются объемы, время и сроки необходимого финансирования, в том числе привлечение кредитных ресурсов и облигационных займов.

3. инновационные мероприятия:

  • Стратегия развития в случае необходимости включает в себя программу инновационного развития предприятия или отдельные мероприятия, направленные на модернизацию, проведение НИОКР. В случае отсутствия у предприятия утвержденной программы инновационного развития при ее разработке учитываются Рекомендации по разработке программ инновационного развития, утвержденные решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4, а также Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные распоряжением Минэкономразвития России от 31 января 2011 г. № 3Р-ОФ.

4. управленческие мероприятия:

  • Внедрение системы мотивации на достижение установленных стратегических целей;
  • внедрение системы ключевых показателей эффективности (КПЭ), обеспечивающих достижение стратегических целей;
  • взаимосвязь размеров вознаграждений руководству с достижением целевых значений КПЭ в срок.
  • Внедрение современных информационных технологий и систем, позволяющих осуществлять, в том числе:
  • учет имущества предприятия;
  • планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • управление внутрикорпоративными инновационными процессами;
  • ведение консолидированной финансовой отчетности, в том числе по МСФО.

5. кадровые мероприятия:

  • мероприятия по обучению и развитию персонала (в том числе по работе с вышеуказанными информационными системами);
  • мероприятия по обмену опытом с ведущими компаниями отрасли, передовыми научно-техническими центрами.

6. мероприятия по разработке и корректировке внутренних документов предприятия, а также сопутствующих инструментов.

По результатам разработки стратегии развития в соответствии с вышеуказанными рекомендациями планируется произвести корректировку соответствующих документов организации или разработать их, если они не были разработаны ранее, в том числе:

  • документ, устанавливающий перечень КПЭ и их целевые значения (в том числе КПЭ, отражающие реализацию программ инновационного развития);
  • положение о вознаграждениях руководства. Обращается внимание на установление долгосрочной мотивации руководства предприятия (выплата вознаграждений предусматривается в зависимости от достижения КПЭ, установленных на соответствующий срок).

7. разрабатывается инвестиционно-финансовая политика деятельности организации:

  • инвестиционно-финансовой политикой предприятия могут быть установлены, в том числе:
  • четкие критерии инвестирования (сроки инвестирования, внутренняя норма доходности (IRR);
  • требования по максимально допустимому уровню долговой нагрузки;
  • требования по уровню ликвидности;
  • требования по коэффициенту отношения свободного денежного потока к выручке.

5. Особое внимание уделяется финансовому обеспечению стратегии развития.

Обеспечивается увязка стратегии развития с программами деятельности предприятия, программами инновационного развития (при их наличии) с инвестиционными программами (проектами), финансовыми планами организации в целях достижения утвержденных в стратегии развития целей и задач, а также заявленных финансово-экономических показателей.

Все цели и мероприятия, предусмотренные стратегией развития, увязываются с источниками финансирования (бюджетными и внебюджетными). Во внебюджетных источниках указываются объемы кредитных и заемных средств.

6. По итогам определения необходимых мероприятий для достижения целей стратегии развития, а также необходимого объема финансирования соответствующих мероприятий разрабатывается план-график реализации мероприятий стратегии развития.

В плане-графике указываются плановые сроки исполнения каждого мероприятия, определяется перечень ответственных лиц из органов управления предприятия (ответственного исполнителя, а также соисполнителей при необходимости).

Звоните +7 (495) 983-59-93 или пишите info@arbconsulting.ru

Мы гарантируем быстрый ответ и подготовку коммерческого предложения Запросить предложение

Запросить предложение

Почему мы

Мы занимается внедрением решений Теории ограничений по управлению запасами, производством, маркетингом, проектами и финансами в различных сферах более 20 лет. Благодаря целостному подходу к управлению бизнесом, использованию Теории ограничений и опыту наших сотрудников, мы можем способствовать постоянному улучшению вашего бизнеса.

Мы оказываем полный спектр консалтинговых услуг как компания по организации стратегической сессии от написания бизнес-плана до поставки готового продукта клиентам, включая операционную деятельность. Нами реализовано более 300 консалтинговых проектов по внедрению инструментов СМК, Бережливого производства (Lean) и Теории ограничений на предприятиях различных отраслей России, Украины и Казахстана.

Модерация стратегических сессий и проведение наша основная задача. В качестве фасилитатора стратегических сессий и модератора выступает Виктор Вальчук.

Подробнее...

Опыт
с 1996 года

Сертифицированные консультанты

Целостный подход
Подробнее

Ведущий консультант

Вальчук Виктор Васильевич

Вальчук Виктор Васильевич

Бизнес-тренер и консультант по системам управления. Опыт консалтинговой
деятельности с 1996 года. Подробнее...

Модератор стратегической сессии.

Наши проекты

ЭРГИС Групп

Оборачиваемость товарных запасов: было — 1,9 , стало — 4,1

Кейс КХ Волкова

Время производственного цикла сократилось с 46 до 27 часов

Скрепы

Коэффициент транзакций: было 0,2% , стало 1,8%

НТЦ Геотехнология

Конверсия обращений в заказы: было 2%, стало 4,5%

Публикации по теме

Трансформация бизнеса

Материалы онлайн-конференции «Актуальная трансформация бизнеса»

Как стать умнее Гегеля и Маркса?

«Бытие определяет сознание», — фраза Карла Маркса, вынесенная в эпиграф, многим хорошо знакома. А почему, собственно, "бытие определяет сознание"? У Гегеля было "бытие определяется сознанием".

Правила проведения стратегической сессии - советы

Если вы чувствуете, что в бизнесе пора что-то менять, значит, пора заняться стратегическим планированием. Чтобы не потратить деньги и время зря, прочтите эти простые рекомендации.

Все публикации

Задать вопрос

Андрей Конопля

Андрей Конопля

Консультант по Теории ограничений

Задать вопрос

Еженедельный журнал «TOCpeople»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться