Бережливое производство. Часть 1.

28/09/2009г.

Термин бережливое производство стал широко применяться в кругу Российских управленцев в начале нового века. Первыми крупными предприятиями, руководство которых приняло решение о внедрении этой системы, стали Заволжский моторный завод и практически все машиностроительные заводы, принадлежащие О. Дерипаске (АЗ Урал, ГАЗ, Курганский автобусный завод и другие).

Феномен бережливого производства возник в Японии, предприятия которой с середины 50-х годов формировали особый подход к организации производственных, а в последствии и остальных процессов, позволивший стране, практически не имеющей природных ресурсов, занять второе место в мире по объему ВВП. Система получает все более широкое признание в мире начиная с 80-х годов, когда промышленники США, ощутившие острую конкуренцию со стороны Японцев на собственном автомобильном рынке, начали изучать «секрет Японского чуда».

Что же такое бережливое производство? Существует достаточно много определений, ни одно из которых, однако не описывает четко этого явления.

В большинстве источников бережливое производство ошибочно отождествляется с TPS (Toyota production system), Kaizen (непрерывные улучшения) или даже с одним из инструментов 5S и характеризуется как организация деятельности предприятия, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей и с меньшим числом дефектов по сравнению с продукцией, сделанной по принципам массового производства, при этом сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени. Т.е. все сводится к тому, что бережливое производство представляет собой некоторый набор управленческих инструментов, использование которых приводит к существенному повышению эффективности системы.

Думаю, что этот феномен значительно шире. Бережливое производство представляет собой модель организации: систему принципов организации бизнеса, инструментов, поддерживающих реализацию этих принципов и ментальности сотрудников, обеспечивающей наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

Каковы основные принципы? В первую очередь это борьба с потерями. В терминологии бережливого производства потери (пер. с японского «муда») – это все затраты ресурсов, не приводящие к изменениям, повышающим уровень удовлетворенности потребителя. Кроме того, это перегрузки в работе и нестабильные процессы.

Все действия, выполняемые в организации, представляют собой поток создания ценности - совокупность всех действий, которые требуется совершить для того, чтобы потребности клиента превратить в конечный продукт. Эти действия можно разделить на три категории:

  1. действия, создающие ценность (то, что приводит к важному для потребителя результату, за который потребитель готов платить)
  2. действия, не создающие ценность, но неизбежные в силу ряда причин, например, такие, как проверка качества, тестирование продукта, работа охраны и т.п. (муда первого уровня)
  3. действия, не создающие ценность, которые можно немедленно исключить из процесса (муда второго уровня).

Виды потерь были описаны вице-президентом Тойоты Таити Оно:

ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО: производство продукции или выполнение работы, на которую не поступало заказа. Приводит к преждевременному расходованию всех ресурсов, затрачиваемых в процессе функционирования компании, увеличению операционного цикла, отвлекает ресурсы от других работ и приводит к увеличению объема затрачиваемых ресурсов.

ОЖИДАНИЕ (потери времени): наблюдение за работой автоматического оборудования, ожидание очередной рабочей операции, инструмента, деталей, простои оборудования, ожидание подписи или очереди и т.п.

ЛИШНЯЯ ТРАНСПОРТИРОВКА ИЛИ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ: перемещение материалов, деталей и готовых изделий, документов, инструмента.

ИЗЛИШНЯЯ ОБРАБОТКА: ненужные операции при обработке. Повторная обработка из-за низкого качества инструмента или непродуманного конструктивного решения, которая влечёт за собой лишние движения и ведёт к появлению дефектов. Потери, вызванные завышенными требованиями к качеству, дублирование операций ввиду несогласованности действий различных подразделений.

ИЗБЫТОК ЗАПАСОВ: избыток сырья, НЗП или готовых изделий увеличивает время выполнения заказа, вызывает моральное старение продукции, ведёт к повреждению готовых изделий, затратам на транспортировку и хранение, задержкам. Кроме того, избыток запасов мешает выявлению таких проблем, как несбалансированность производства, задержки поставок, дефекты, простои оборудования и длительная переналадка. Приводит к замораживанию оборотных средств.

ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ: все лишние движения, которые приходится делать сотрудникам в процессе работы: поиски того, что нужно, необходимость тянуться за инструментами, деталями и т.п. или заниматься их укладкой.

ДЕФЕКТЫ: производство дефектных деталей и исправление дефектов. Ремонт, переделка, отходы, замена продукции и её проверка ведут к потере времени и ресурсов.

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИКОВ: потери времени, идей, навыков, возможностей усовершенствования и приобретения опыта из-за невнимательного отношения к сотрудникам, которых некогда выслушать.

На отечественных предприятиях доля потерь в потоке создания ценности зачастую превышает 99%, на Тойоте считают, что этот показатель равен 30% и не довольны этим.


Георгий Турбанов
Директор по организации производственной системы ОАО «ЧКПЗ»





Добавить комментарий

Ваше имя:


Сообщение:
Жирный Курсив Подчёркнутый Цитата Смайлы


Введите защитный код с картинки:




Email:

 Челябинск: +7 (351) 245-03-03  Екатеринбург: +7 (343) 381-99-60    Москва: +7 (495) 983-59-93    

Наверх