Успех без стратегии. Технологии гибкого менеджмента

Успех без стратегии. Технологии гибкого менеджмента

Так называется книга Марка Розина. Книга, которая по замыслу автора «дает шанс оппортунизму».

Оппортунисты, в отличие от «правильных» бизнесменов (стратегов), не имеют долгосрочных планов, а пользуются для развития практически любой подвернувшейся возможностью (opportunity — возможность, англ.). Например: встретил талантливого программиста — открыл IT компанию, нашел знакомого в Новосибирске — открыл там филиал банка. Помните, был такой анекдот про бизнес по-русски: «Я знаю, что компания хочет купить вагон повидла. Ты можешь достать? — Могу. Один пошел искать вагон повидла, другой — деньги». При этом оппортунистический бизнес может быть столь же успешен, как и стратегический. А тип бизнеса в конечном счете определяется типом личности создателя — часть из них склонны к стратегическому, проактивному мышлению и поведению, часть — к оппортунистическому, реактивному. Кривая, характеризующая распределение бизнесов по шкале утопизм — стратегичность — пассивность — оппортунизм — хаотичность имеет по мнению автора двугорбое распределение, с максимумами на стратегичности и оппортунизме. Обычное (нормальное) распределение здесь не реализуется, поскольку нельзя быть одновременно стратегом и оппортунистом. Это состояние по мнению автора характеризуется как пассивность.

Прежде, чем перейти к изложению своей точки зрения, хочется сказать спасибо автору. За то, что вообще поставил вопрос о существовании «правильного оппортунистического» бизнеса, отличающегося от «бизнеса по учебникам».

Я по образованию физик и «двугорбое распределение» меня настораживает. Может быть предложенная шкала не совсем правильная? В чем она собственно измеряется? Часть шкалы «утопизм — стратегичность» отражает веру в идею, веру в материализацию идей, веру в установку. Другая часть шкалы, «оппортунизм — хаотичность» отражает практический склад ума, понимание того, что не надо упускать благоприятных возможностей для развития бизнеса. Эти возможности могут и не повториться. Но почему эти две части шкалы разделяет пассивность? Ведь это означает, что у части предпринимателей нет ни стратегического подхода (они не мечтают и не ставят амбициозные цели), ни практической сметки, позволяющей воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств? Если это и так, а усомниться в собранных автором статистических данных у меня нет оснований, то это отражение какого-то другого фактора. И этот фактор очень четко обозначен в самой книге: в России происходит столкновение двух управленческих культур: западной, ориентированной на стратегическое развитие и Российской, ориентированной на оппортунизм. Тогда пассивность — просто продолжение шкалы «оппортунизм - хаотичность» и отражает тот факт, что некоторые российские компании просто почивают на лаврах, единожды «попав в струю», воспользовавшись благоприятной ситуацией для выхода на рынок.

И что из этого следует? То, что описанная автором картина — временное явление, характерное для переходного периода. Пассивности нет места на развитом рынке. Эта часть бизнеса уйдет, не выдержав конкуренции. Два горба, «стратегичность» и «оппортунизм» будут надвигаться друг на друга, пока не образуется «нормальное», одногорбое распределение. Максимум будут составлять компании, одновременно имеющие стратегию и использующие благоприятные возможности, возникающие на рынке. По-настоящему гибкие компании. Их стратегия не является обузой, сковывающей их поведение. Она отражает в основном то, чего делать они не будут, отражает ценности владельцев и ТОП менеджмента компании. И я уверен, примеры таких компаний уже есть. Например Virgin, Toyota, Apple, Google. Toyota вообще представляет из себя единство противоположностей. В компании чтят принципы основателей компании. Высшее руководство Toyota ставит перед компанией почти недостижимые цели, тем самым заставляя освобождаться от стереотипов, лезть из кожи вон и прокладывать новые пути. В то же время Toyota пытается угодить каждой категории покупателей, ибо считает, что автомобиль — необходимая составляющая человеческого счастья. Что это, если не единство стратегического и оппортунистического подхода?

Но самым характерным примером в данном случае является компания ЭКОПСИ, которую собственно и представляет автор. Посмотрим на список услуг: они концентрируются вокруг HR-консалтинга и организационного проектирования. То есть «чем мы не занимаемся», в компании понимают четко. И это часть их стратегического подхода. Я думаю, возможностей для того, чтобы заняться подбором персонала, аудитом, IT-разработками в компании было предостаточно. Но несмотря на многолетнюю историю, этого нет. Кроме того, в книге приводятся данные, что имеется и ежегодный план продаж, который довольно точно выполняется. В компании принят принцип принятия на работу только сильных консультантов. Это стратегия. А ведь с точки зрения оппортунизма гораздо выгоднее делать работу низкооплачиваемыми специалистами! Так что в этой компании, как мы видим оппортунизм, описанный в книге, идет бок о бок с жестким стратегическим подходом в основных принципах. Компания не является последовательно оппортунистической. Она представляет собой единство стратегического и оппортунистического подхода.

То есть все-таки, я думаю, автор не прав. Бизнесы, которые одновременно имеют стратегию и гибко реагируют на рынок, существуют. Более того, именно они выигрывают в конкурентной борьбе, поскольку во-первых имеют корпоративные ценности и долгосрочные цели (так легче создавать команду единомышленников), а во-вторых — умеют увидеть и воспользоваться благоприятными возможностями на постоянно изменяющихся рынках (без этого не остаться конкурентоспособным).

 

Поделитесь этой публикацией:

Проконсультируйтесь в «АРБ-Консалтинг»

  • Находим решение для каждого случая
  • Гарантируем результат в первые месяцы
  • Полная прозрачность работ

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Последние публикации

Как стать умнее Гегеля и Маркса?

«Бытие определяет сознание», — фраза Карла Маркса, вынесенная в эпиграф, многим хорошо знакома. А почему, собственно, "бытие определяет сознание"? У Гегеля было "бытие определяется сознанием".

Памятка для заказчика стратегической сессии

Если вы чувствуете, что в бизнесе пора что-то менять, значит, пора заняться стратегическим планированием. Чтобы не потратить деньги и время зря, прочтите эти простые рекомендации.

Почему вам нужно использовать Facebook Pixel

Сегодня запуск собственной рекламной кампании не столь сложен, во многом благодаря таким инструментам, как Facebook Pixel.

Еженедельный журнал «Управляй будущим»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться