Люди всегда сопротивляются изменениям

Люди всегда сопротивляются изменениям
Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и получите книгу в подарок!

У руководителей и собственников, столкнувшихся на практике при попытках провести масштабные изменения с мощным сопротивлением или тихим, но упорным саботажем людей, которые и должны были осуществить эти изменения, сложилось твёрдое убеждение: люди всегда сопротивляются изменениям, и чем эти изменения масштабней и глубже — тем мощнее сопротивление.

Это заблуждение. Если мы найдём примеры, которые опровергают это утверждение, значит наша теория, что «люди всегда сопротивляются», требует пересмотра.

Если у вас вдруг обнаружится внезапно почивший десятиюродный дядюшка в США, который оставил вам в наследство миллион долларов, и вам предложат вступить в законное наследство — вряд ли вы откажетесь. Да, посуетиться придётся. Да, возможно будет нужно от чего-то отказаться. Много чего придётся сделать, куда-то поехать, самому напрячься, кого-то напрячь… Вы вряд ли будете серьёзно сопротивляться. Хотя ваша жизнь, скорее всего, серьезно изменится.

Другой пример. Создание семьи, рождение детей. Куда уж масштабнее и глубже изменения в жизни человека!? И если бы мы всегда сопротивлялись и саботировали эти вещи — нас бы с вами не было. Согласны?

Так почему же при попытках провести серьёзные изменения в организации процесс буксует, народ саботирует, не желает сразу и стройными рядами следовать за нами? Опытные люди слышали в своей жизни много красивых обещаний и знают, что коммунизм к 80-му году мы так и не построили, отдельную квартиру каждой семье не обеспечили, даже Америку не догнали. А вот при строительстве коммунизма по пятилетним планам к 90-му году дожили до мыла по талонам — это да, это было. И на уровне своей работы подавляющее большинство работников не видело, не испытывало на себе прелестей быстрых и больших перемен к лучшему.

Люди интуитивно понимают, что любая перемена в системе может вызвать нежелательные последствия для них или как-либо негативно сказаться на других частях системы. Поэтому сначала они должны новую идею проверить. Таким образом, внезапно оказывается, что сопротивление переменам — это явление позитивное. Сам по себе процесс проверки логичен и систематичен, но поскольку, как правило, люди испытывают слишком сильный нажим со стороны «авторов перемен» (или руководства), логика проверки нарушается, и включаются защитные механизмы.

Персонал безынициативен, безответственен и сопротивляется новому?

Развитие организации или бизнеса связано с тем, как в компании делаются дела и как в компании мыслят. То есть с культурой. Можно сказать, что культура – это операционная система бизнеса. Если операционная система устарела или дает сбои, бизнес будет тормозить в своем развитии. Если в компании внедряются какие-то новые подходы (программное приложение), а культура (операционная система) ему не соответствует, новые подходы могут «не взлететь». Мы занимаемся развитием организационной культуры.

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Если задуматься — авторы перемен готовились к их реализации годами, если не всю жизнь. Весь их переосмысленный жизненный опыт, прочитанная литература, консультации с внешними специалистами, престижные ВУЗы, дополнительное бизнес-образование и т.д. и т.п. привели их к решению, что перемены жизненно необходимы и именно такие. Соотнесите это с тем, что происходило всё это время в головах ваших сотрудников, простых рабочих… Задумайтесь… И, что называется, почувствуйте разницу.

Вот почему на поверхности мы сталкиваемся с сопротивлением и совсем не теми эмоциями, на которые мы рассчитывали. Лучший способ использовать это сопротивление (т.е. максимально использовать ограничение) — помочь людям следовать этому систематичному процессу проверки. Как? Дать им время и условия для того, чтобы они смогли задать все вопросы, ответы на которые им нужны для того, чтобы принять предлагаемые перемены и участвовать в них. И задача тех, кто стоит во главе перемен, — сделать так, чтобы этот процесс проверки был как можно более быстрым и гладким. Мы должны провести людей через все слои сопротивления, помочь им в этом. Для тех, кто должен эти перемены принять, это будет означать уважение их права задавать вопросы относительно каждого серьезного решения, оказывающего большое влияние на их работу и жизнь.

На самом деле, сопротивление и неприятие — это только внешние проявления другого процесса — того, как люди проверяют новые идеи. Примените на практике Теорию ограничений, дайте людям время и возможность убедиться, что ваши решения простые и практичные, их можно достаточно легко осуществить и что это будет выгодно всем — и не будет у вас проблемы сопротивления изменениям.


Вальчук Виктор Васильевич
Виктор Васильевич Вальчук К.ф-м.н., бизнес-тренер, модератор более 60 стратегических сессий. Сертифицированный консультант TOCICO по Теории ограничений. Организации: «АРБ-Консалтинг», Школа бизнеса «Управляй будущим» Звоните: +7 (351) 245-03-03 Пишите: info@arbconsulting.ru

 

Поделитесь этой публикацией:

Последние публикации

Почему проекты изменений требуют особого подхода?

В проектах изменений (трансформаций) бизнеса содержание проекта неизвестно. На старте никто не скажет наверняка "что менять" и "на что менять". Значит, и ответ на вопрос «как обеспечить изменения» имеет огромный риск быть неверным.

Книга «Прорыв»

Уже доступна наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о необходимости преодолении ограничивающих убеждений в бизнесе и не только.

Почему вам нужно использовать Facebook Pixel

Сегодня запуск собственной рекламной кампании не столь сложен, во многом благодаря таким инструментам, как Facebook Pixel.

Еженедельный журнал «TOCpeople»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться