Как стать умнее Гегеля и Маркса?

Как стать умнее Гегеля и Маркса?
Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и получите книгу в подарок!

«Бытие определяет сознание», — эта фраза Карла Маркса многим хорошо знакома. А почему, собственно, "бытие определяет сознание"? У Гегеля было «бытие определяется сознанием».

Карл Маркс, ученик Гегеля, заменил пассивный залог глагола на активный, вот и всё. Смысл же изменился на противоположный. Во что верить? Нас обманывали в принципиальном вопросе?

На наш взгляд, оба классика правы. От состояния нашего ума, мышления, от представлений о реальности зависит качество нашей жизни, «бытие определяется сознанием». А от того, как мы живем, напрямую зависит наше умонастроение, фокус внимания. «Бытие определяет сознание».

А смогут ли изменения в одной из частей этой системы вызвать изменения в другой? Т.е., могут ли изменения в уме вызвать изменения в жизни? И могут ли изменения в жизни вызывать изменения в уме?

Мышление, состояние ума, и состояние жизни человека представляют собой тесную взаимосвязанную систему. Если изменения в одном из элементов системы не превышают определенного порога — «порога устойчивости» — то другой элемент оказывает стабилизирующее воздействие и блокирует произошедшие изменения.

Если изменения в одном из элементов превышают порог устойчивости, то эти изменения начинают вызывать аналогичные изменения в другом элементе, что в свою очередь, вызывает дальнейшие изменения в первом и т.д. — мы имеем дело с усиливающей обратной связью.

К чему мы об этом? Строго говоря, способность человека управлять другими людьми научно не доказана. Мы конечно можем взывать к совести, «агитировать за советскую власть», призывать быть клиентоориентированными и пр. Но вы сами знаете — эффект обычно околонулевой.

Люди действуют на основе своих убеждений. И даже если они прислушиваются к призывам, советам, приказам руководителей — всё равно, решение делать или не делать, как именно делать, — они принимают сами.

И что ещё важно учитывать — многие люди вообще избегают принимать какие-либо решения. Они считают, что принимать решения — это не их работа, а работа начальников («им за это и платят»), — владельцев бизнеса и руководителей.

Согласитесь, трудно с такой позицией спорить.

Что же делать владельцам и руководителям? Да, их работа и заключается в том, чтобы активно пользоваться своей свободой воли, правом выбора и принимать решения. Работать своим мышлением, работать над своим состоянием ума. Это их главный предмет труда, а у слесаря заготовка детали.

Эти решения должны формализовываться, обретать форму организационно-распорядительных документов, политик, регламентов, инструкций, форматов совещаний, методов коммуникации, негласных правил и т.д. и т.п.

Таким образом формируется и меняется бытие — контекст и культура организации. И это бытие начинает влиять на сознание всех сотрудников. Так это работает. По-другому — нет. Мы проверяли.

Целостный и системный подход к бизнесу позволяет не впадать в крайности, а увидеть, что и Маркс, и Гегель правы и нет никакого противоречия. Не нужно спорить, что было раньше, курица или яйцо. Кто прав, кто виноват и т.д. Чтобы изменить результативность бизнеса, необходимо работать над убеждениями и умонастроениями персонала. А чтобы влиять на убеждения и установки людей, необходимо изменять условия труда (правила, инструкции, структуру).

Ваш бизнес не развивается?

Рекомендуем проводение стратегических сессий на основе инструментов Теории ограничений. Начнем с диагностики вашего бизнеса, вместе с вами найдем ограничение, разработаем план преобразований с учетом создания необходимой культуры сотрудничества и развития персонала, обеспечим сопровождение.

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Но изюминка в другом. Она проявляется тогда, когда бытие нас не удовлетворяет и требуется достичь других результатов. И вот тут оказывается, что изменения возможны только при условии изменения определенных убеждений, которые до сих пор исправно работали. Весь вопрос в том, какие именно убеждения менять. Оказывается, их можно надежно определить с помощью мыслительных процессов теории ограничений.

В любой организации всегда можно найти и реализовать прорывное решение, которое не противопоставляет людей и сущности, а позволяет достигать общую цель бизнеса — делать людей богаче.


Валерий Евгеньевич Краснов
Валерий Евгеньевич Краснов Тренер-консультант по внедрению СМК, Lean и Теории ограничений, разработке стратегии, организационному развитию, повышению эффективности бизнеса. Организации: «АРБ-Консалтинг», Школа бизнеса «Управляй будущим» Звоните: +7 (351) 245-03-03 Пишите: info@arbconsulting.ru

 

Поделитесь этой публикацией:

Последние публикации

Почему проекты изменений требуют особого подхода?

В проектах изменений (трансформаций) бизнеса содержание проекта неизвестно. На старте никто не скажет наверняка "что менять" и "на что менять". Значит, и ответ на вопрос «как обеспечить изменения» имеет огромный риск быть неверным.

Книга «Прорыв»

Уже доступна наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о необходимости преодолении ограничивающих убеждений в бизнесе и не только.

Почему вам нужно использовать Facebook Pixel

Сегодня запуск собственной рекламной кампании не столь сложен, во многом благодаря таким инструментам, как Facebook Pixel.

Еженедельный журнал «TOCpeople»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться