Как стать умнее Гегеля и Маркса?

Как стать умнее Гегеля и Маркса?

«Бытие определяет сознание», — эта фраза Карла Маркса многим хорошо знакома. А почему, собственно, "бытие определяет сознание"? У Гегеля было «бытие определяется сознанием».

Карл Маркс, ученик Гегеля, заменил пассивный залог глагола на активный, вот и всё. Смысл же изменился на противоположный. Во что верить? Нас обманывали в принципиальном вопросе?

На наш взгляд, оба классика правы. От состояния нашего ума, мышления, от представлений о реальности зависит качество нашей жизни, «бытие определяется сознанием». А от того, как мы живем, напрямую зависит наше умонастроение, фокус внимания. «Бытие определяет сознание».

А смогут ли изменения в одной из частей этой системы вызвать изменения в другой? Т.е., могут ли изменения в уме вызвать изменения в жизни? И могут ли изменения в жизни вызывать изменения в уме?

Мышление, состояние ума, и состояние жизни человека представляют собой тесную взаимосвязанную систему. Если изменения в одном из элементов системы не превышают определенного порога — «порога устойчивости» — то другой элемент оказывает стабилизирующее воздействие и блокирует произошедшие изменения.

Если изменения в одном из элементов превышают порог устойчивости, то эти изменения начинают вызывать аналогичные изменения в другом элементе, что в свою очередь, вызывает дальнейшие изменения в первом и т.д. — мы имеем дело с усиливающей обратной связью.

К чему мы об этом? Строго говоря, способность человека управлять другими людьми научно не доказана. Мы конечно можем взывать к совести, «агитировать за советскую власть», призывать быть клиентоориентированными и пр. Но вы сами знаете — эффект обычно околонулевой.

Люди действуют на основе своих убеждений. И даже если они прислушиваются к призывам, советам, приказам руководителей — всё равно, решение делать или не делать, как именно делать, — они принимают сами.

И что ещё важно учитывать — многие люди вообще избегают принимать какие-либо решения. Они считают, что принимать решения — это не их работа, а работа начальников («им за это и платят»), — владельцев бизнеса и руководителей.

Согласитесь, трудно с такой позицией спорить.

Что же делать владельцам и руководителям? Да, их работа и заключается в том, чтобы активно пользоваться своей свободой воли, правом выбора и принимать решения. Работать своим мышлением, работать над своим состоянием ума. Это их главный предмет труда, а у слесаря заготовка детали.

Эти решения должны формализовываться, обретать форму организационно-распорядительных документов, политик, регламентов, инструкций, форматов совещаний, методов коммуникации, негласных правил и т.д. и т.п.

Таким образом формируется и меняется бытие — контекст и культура организации. И это бытие начинает влиять на сознание всех сотрудников. Так это работает. По-другому — нет. Мы проверяли.

Целостный и системный подход к бизнесу позволяет не впадать в крайности, а увидеть, что и Маркс, и Гегель правы и нет никакого противоречия. Не нужно спорить, что было раньше, курица или яйцо. Кто прав, кто виноват и т.д. Чтобы изменить результативность бизнеса, необходимо работать над убеждениями и умонастроениями персонала. А чтобы влиять на убеждения и установки людей, необходимо изменять условия труда (правила, инструкции, структуру).

Ваш бизнес не развивается?

Рекомендуем проводение стратегических сессий на основе инструментов Теории ограничений. Начнем с диагностики вашего бизнеса, вместе с вами найдем ограничение, разработаем план преобразований с учетом создания необходимой культуры сотрудничества и развития персонала, обеспечим сопровождение.

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Но изюминка в другом. Она проявляется тогда, когда бытие нас не удовлетворяет и требуется достичь других результатов. И вот тут оказывается, что изменения возможны только при условии изменения определенных убеждений, которые до сих пор исправно работали. Весь вопрос в том, какие именно убеждения менять. Оказывается, их можно надежно определить с помощью мыслительных процессов теории ограничений.

В любой организации всегда можно найти и реализовать прорывное решение, которое не противопоставляет людей и сущности, а позволяет достигать общую цель бизнеса — делать людей богаче.

Автор: Валерий Краснов

 

Поделитесь этой публикацией:

Проконсультируйтесь в «АРБ-Консалтинг»

  • Находим решение для каждого случая
  • Гарантируем результат в первые месяцы
  • Полная прозрачность работ

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Последние публикации

Трансформация бизнеса

Материалы онлайн-конференции «Актуальная трансформация бизнеса»

Памятка для заказчика стратегической сессии

Если вы чувствуете, что в бизнесе пора что-то менять, значит, пора заняться стратегическим планированием. Чтобы не потратить деньги и время зря, прочтите эти простые рекомендации.

Почему вам нужно использовать Facebook Pixel

Сегодня запуск собственной рекламной кампании не столь сложен, во многом благодаря таким инструментам, как Facebook Pixel.

Еженедельный журнал «TOCpeople»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться