ISO 22000

ISO 22000

Для обеспечения качества пищевой продукции на каждом этапе ее производства, транспортировки и реализации был разработан стандарт ISO 22000:2005 «Система менеджмента безопасности продуктов питания. Требования к организациям цепи производства и поставки».

Вряд ли кому-то из нас безразлично, что мы употребляем в пищу. Некачественные продукты, приобретенные в магазине, или ужин в ресторане, приготовленный с нарушением технологии, могут нанести серьезный ущерб здоровью и даже привести к летальному исходу. С удручающей регулярностью происходят массовые отравления в российских детских оздоровительных и образовательных учреждениях. Самое же массовое за последние годы пищевое отравление произошло в октябре 2012 года в Германии. Более 11 тысяч немецких школьников отравились китайской клубникой, используемой в школах для приготовления компотов. Общее число пищевых отравлений в год во всем мире исчисляется миллионами (до 1% от всего населения) и по количеству трагедий далеко опережает дорожно-транспортные происшествия. Положение усугубляется плохой экологией (загрязненный воздух, почва и вода) и общей токсической ситуацией — постепенным накоплением в организме людей химических веществ в результате все более широкого применения бытовой химии и лекарственных препаратов вследствие агрессивной рекламы.

Статистика показывает, что недостаточно следить только за качеством конечного продукта предприятий-изготовителей. Продукция может быть подвержена угрозе порчи в любом звене логистической цепочки, включающей сельхозпроизводителей, производителей продуктов питания и упаковки, оптовую, розничную торговлю, предприятия общественного питания и транспортников. Усилиями только контролеров предприятий и государственных органов достичь полной безопасности отрасли не представляется возможным. Только вовлечением всех работников пищевой индустрии в обеспечение безопасности продукции можно достичь желаемого результата.

Наиболее эффективной системой обеспечения безопасности пищевых продуктов сегодня считается HACCP (ХАССП, англ. Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки).

Семь основных принципов ХАССП

  1. Проведение анализа опасных факторов (рисков) путем оценки значимости рисков и их уровня опасности на всех этапах жизненного цикла продукции.
  2. Определение критических контрольных точек (ККТ).
  3. Задание предельных значений для каждой ККТ — определение критерия, который показывает, что процесс находится под контролем.
  4. Разработка системы мониторинга, позволяющая обеспечить контроль ККТ на основе планируемых мер или наблюдений.
  5. Определение корректирующих действий (КД), которые следует предпринять в случае, когда результаты мониторинга указывают на отсутствие управления в конкретной ККТ.
  6. Разработка процедуры верификации, для подтверждения результативности работы системы ХАССП.
  7. Разработка документации в отношении всех процедур и записей, соответствующих принципам ХАССП и их применению.

ХАССП

Для обеспечения качества пищевой продукции на каждом этапе ее производства, транспортировки и реализации был разработан стандарт ISO 22000:2005 «Система менеджмента безопасности продуктов питания. Требования к организациям цепи производства и поставки». Стандарт основан на принципах НАССР и опыте системного управления предприятием, заключенном в стандартах ISO 9001:2008. Организации, уже работающие по стандарту ISO 9001, имеют преимущество за счет более простого внедрения стандарта ISO 22000. Внедрение системы ХАССП на предприятиях пищевой отрасли является обязательным в странах Евросоза, Австралии и в Северной Америке. С 2013 года Россия также законодательно присоединяется к этим государствам. В России действует аналогичный международному стандарту ISO 22000 – стандарт ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции».

В основе стандарта ISO 22000 лежит системный подход, охватывающий управление безопасностью пищевой продукции на всех этапах – от получения сырья до потребления продукта потребителем. Стандарт позволяет определить ответственность каждого сотрудника за обеспечение безопасности пищевой продукции. Слаженные совместные действия всех сотрудников запускают механизм предупреждающих мер вместо исправления уже возникших проблем. Это дает существенную экономию за счет сокращение выпуска некачественной продукции. Кроме того, повышается доверие партнеров и потребителей, привлекательность для инвесторов. В случае судебных разбирательств сертификат ISO 22000 может использоваться в качестве доказательной базы.

Проблемы на производстве? Нужно повысить производительность?

Наши специалисты найдут «узкое место», разработают решение и увеличат продажи.
Мы улучшаем производственные предприятия в России и странах СНГ более 20 лет.
Участвуем в нацпроекте «Повышение производительности труда» в качестве экспертов.

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Вступление России в ВТО, изменение санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, введение Технических регламентов Таможенного союза, в частности «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011, утвержден КТС 09.12.2011, вступает в действие с 01.07.2013 года), требует наличия системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП, на каждом предприятии, изготавливающем, хранящем или реализующем пищевую продукцию (в том числе предприятия, производящие продукцию общественного питания).

Соответственно, для законного оборота пищевой продукции с 01.07.2013 года все предприятия, участвующие в обороте пищевой продукции (производители, дистрибуторы, перевозчики, оптовые и розничные сети, кафе и рестораны) будут обязаны продемонстрировать наличие системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Выполнение данных требований будет контролироваться при проведении государственного надзора в отношении пищевой продукции и связанных процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

Предприятия, уже внедрившие ISO 22000, получают преимущества перед конкурентами при участии в тендерах и заключении контрактов с иностранными партнерами. Повышение доверия потребителей также не заставит себя ждать. В итоге, достигается цель каждого предприятия — повышение конкурентоспособности продукции.

 

Поделитесь этой публикацией:

Проконсультируйтесь в «АРБ-Консалтинг»

  • Находим решение для каждого случая
  • Гарантируем положительный эффект в первые месяцы
  • Полная прозрачность работ

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

Последние публикации

Управление предприятием должно быть системным

Управление предприятием должно быть системным

Обычно мы для упрощения управления предприятием делим его на части: отделы, цеха. Их руководители отвечают за локальные показатели. Это не системный подход.

Требования ISO 9001:2015 и ТОС

Требования ISO 9001:2015 и ТОС

Изначально стандарт ISO 9001 строился на трудах Эдварда Деминга. На его подходах также строятся такие управленческие методики, как Бережливое производство (Lean), Шесть сигма и Теория ограничений (ТОС).

Шестой слой сопротивления изменениям

Шестой слой сопротивления изменениям

Шестой слой сопротивления – это люди со всем согласны, но ничего не делают. Голдратт говорил, что им в этот момент нужен просто «волшебный пендаль».

Еженедельный журнал «Управляй будущим»

Электронная рассылка для владельцев бизнеса и менеджеров. Бесплатная. Подписаться