Книга в подарок
Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и получите книгу в подарок!
Продолжение статьи А.П. Покровского о том, что же такое СМК.
7.1. На предприятии должны разрабатываться и соблюдаться технологии, установленные в технологических картах.
7.2.1. В договорах с клиентами должны быть указаны требования к качеству изделий и срокам поставки.
Эти требования должны неукоснительно выполняться всеми, кто изготавливает и доставляет продукцию клиенту.
7.2.2. Перед заключением договора на поставку продукции необходимо проанализировать выполнимость данного договора или заказа.
Мы не должны обманывать клиента в части используемых материалов и сроков изготовления.
7.2.3. Мы должны наладить взаимодействие с клиентом для того, чтобы получить информацию о том, доволен ли клиент нашей продукцией, или нет.
Обязательным условием является разработка специальных правил (процедуры), по которым мы будем работать с отзывами и жалобами клиентов. Под жалобой или отзывом понимается как письменное, так и устное обращение клиента. Каждый работник предприятия должен знать, что необходимо фиксировать устные жалобы и отзывы клиентов, т.к. это поможет улучшить работу предприятия.
7.3. Наше предприятие иногда разрабатывает технологическую документацию.
Правила разработки предусматривают изготовление первой (опытной) партии изделий. В таких случаях почти неизбежно обнаруживаются ошибки в технологических документах. Для того чтобы избежать ошибок при выпуске следующих партий изделий, необходимо письменно фиксировать все обнаруженные в документации ошибки, и сообщать о них специалистам для устранения.
7.4. Закупать материалы необходимо не у «первых встречных» поставщиков, а у тех, которые зарекомендовали себя как надежные и выгодные партнеры.
Поставщиков сырья необходимо оценивать и выбирать на основе измеримых показателей.
7.5. Производить продукцию необходимо в точном соответствии с технологической и конструкторской документацией.
7.5.3. Для того, чтобы не перепутать изделия, необходимо применять идентификацию, т.е. нанесение специальных меток и надписей как на сырье, так и на готовую продукцию.
С помощью специальных меток необходимо разграничивать продукцию не проверенную ОТК от проверенной, а также годную от негодной (брака).
7.5.5. Необходимо беречь как сырье, так и готовую продукцию от случайной порчи.
7.6. Для всевозможных проверок необходимо пользоваться исправными измерительными инструментами.
Необходимо своевременно поверять (сравнивать с мировыми эталонами) измерительные приборы и инструменты, которыми пользуются для проверок продукции, так же необходимо заботиться об исправности калибров и образов внешнего вида.
8.2.1. Необходимо собирать сведения о том, насколько клиенты довольны или не довольны нашей продукцией, а также своевременностью ее поставки.
При этом все должны знать, что отрицательные оценки клиентов хоть и неприятны для нас, но несут больше пользы, т.к. помогают улучшить нашу работу.
8.2.2. Периодически должны проводиться внутренние аудиты (проверки) системы менеджмента качества.
Все должны понимать, что во время аудитов проверяются не работники, а то, как организовано взаимодействие между участками и отдельными работниками. Аудиту подлежат также соблюдение технологических режимов, правил ведения записей (журналов), знание работниками документов СМК. Внутренние аудиты будут проводить сотрудники нашего предприятия после специального обучения. Каждое подразделение будет проаудировано от 1 до 6 раз в год, в зависимости от важности его деятельности и результатов предыдущих аудитов. Аудировать будут, в основном, управленцев, начиная от мастера до генерального директора. Рабочих будут аудировать в редких случаях. Это связано с тем, что СМК направлено на улучшение управленческих воздействий. Считается, что в 85% случаев причиной брака является несовершенство системы управления, а не ошибки рабочих. Во время аудита могут быть выявлены отклонения от требований (несоответствия). По каждому несоответствию заполняется карточка улучшения, которая является инструментом для выявления и устранения причин этого несоответствия. В системе мотивации персонала будут предусмотрены меры по наказанию не тех работников, у кого обнаружилось много несоответствий, а тех, кто затягивает работу по устранению причин несоответствий.
8.2.3. Управленцы должны следить за процессами выпуска продукции.
Это называется «осуществлять мониторинг процесса». Например, необходимо фиксировать факты своевременного или несвоевременного выполнения заказов (работ), а также то, как в течение времени изменяется эта величина (доля работ, выполненных своевременно). Это называется «мониторинг процесса». Результаты мониторинга должны быть представлены в виде графика для всеобщего обозрения. В том случае, когда процесс выходит за рамки допустимого, необходимо предпринимать действия для устранения причин нерезультативности процесса.
8.2.4. Особенно важной является деятельность по контролю (измерению) качества продукции на всех стадиях ее изготовления, начиная от входного контроля сырья, заканчивая выходным контролем изделий, включая качество упаковки и маркировки.
Это называется «осуществлять мониторинг продукции». Результаты всех измерений продукции должны фиксироваться письменно. Необходимо наблюдать за тем, как с течением времени изменяется уровень дефектности изделий (доля брака).
8.3. При обнаружении несоответствующей продукции (брака) необходимо принять меры для исключения непреднамеренного использования данной продукции.
Для этого обязательным условием является соответствующая идентификация или изоляция брака. Необходимо вести записи о характере несоответствий и о том, как в дальнейшем поступили с этой продукцией.
8.5.1. Необходимо постоянно улучшать процессы производства для того, чтобы увеличить предсказуемость качества продукции.
Действия по улучшению могут инициироваться руководством предприятия, специалистами, а также рабочими. Руководство предприятия намерено поощрять работников, которые предлагают и осуществляют улучшения.
8.5.2. Для устранения причин выявленных несоответствий должны осуществляться корректирующие действия.
Вот примеры типичных корректирующих действий:
- изменение существующего порядка действий, т.е. изменение процедуры;
- актуализация процедуры, т.е. приведение ее в соответствие с существующим порядком действий;
- усовершенствование отдельной операции или приёма работы, направленное на снижение уровня брака или на уменьшение колебаний качества продукции;
- усовершенствование документа, бланка, журнала;
- обучение персонала.
Описание корректирующих действий должно быть письменно зафиксировано в карточке улучшения либо в соответствующих журналах.
8.5.3. Предупреждающее действие – устранение причин потенциального (возможного) несоответствия.
Предупреждающее действие является наиболее желательным видом управленческого воздействия, т.к. осуществляется НЕ ПОСЛЕ, а ДО возникновения нежелательной ситуации.
Перечисленные требованиями – это примерно половина установленных стандартом ISO 9001. Остальное вы узнаете в процессе работы и общения с Директором по качеству, работниками Службы качества вашего предприятия и консультантами.
Как долго будет продолжаться на предприятии деятельность по внедрению СМК?
Ответ на этот вопрос «многоступенчатый». Активная фаза внедрения СМК длится обычно 6-9 месяцев. После этапа внедрения в течение нескольких дней проводится предсертификационный аудит, который позволяет нам увидеть, готовы ли мы к сертификации. При успешном его прохождении назначается сертификационный аудит всей компании. Сертификационный аудит в течение 3-5 дней будут проводить независимые (внешние) аудиторы. Если аудиторы признают, что, в основном, система менеджмента качества построена, нам будет выдан сертификат соответствия СМК предприятия требованиям стандарта ISO 9001:2008. Наличие такого сертификата поможет обеспечить предприятие выгодными заказами. В дальнейшем нам придётся ежегодно приглашать внешних аудиторов, и каждый раз доказывать, что СМК постоянно улучшается, а качество продукции постоянно повышается. Это значит, что после сертификации мы будем постоянно работать над улучшением системы управления предприятием, проводить улучшения во всех сферах его деятельности.
Если мы хотим жить в достатке и вернуть величие нашей Родины, нужен качественный труд и выполнение значительных улучшений, преодоление собственной лени, гордыни, перестроечной расхлябанности. Желаю вам терпения и успехов на этом нелёгком пути!
Подробнее об услуге — Разработка СМК
Последние публикации
Обычно мы для упрощения управления предприятием делим его на части: отделы, цеха. Их руководители отвечают за локальные показатели. Это не системный подход.
Изначально стандарт ISO 9001 строился на трудах Эдварда Деминга. На его подходах также строятся такие управленческие методики, как Бережливое производство (Lean), Шесть сигма и Теория ограничений (ТОС).
В проектах изменений (трансформаций) бизнеса содержание проекта неизвестно. На старте никто не скажет наверняка "что менять" и "на что менять". Значит, и ответ на вопрос «как обеспечить изменения» имеет огромный риск быть неверным.