Польза консалтинга

31/01/2011г.

Как известно, различные явления связаны между собой причинно – следственными связями. Например, уровень обучения менеджеров по продажам и прибыль фирмы, система мотивации и уровень продаж.

Так вот, согласно малоизвестной у нас концепции Cynefin (читается как кьюневин), в зависимости от характера причинно – следственной связи, можно выделить ситуации, когда система является упорядоченной, неординарной, сложной и хаотичной (описано в Harvard business Review, декабрь 2007) .

В упорядоченной системе причинно – следственные связи просты и понятны всем. Для управления в ней достаточно прописать четкие инструкции, отражающие оптимальные способы работы. Принцип работы руководителя в упорядоченной системе – определить, классифицировать и действовать.

В неординарной системе связь между причиной и следствием тоже бесспорна, но ее не каждому удается разглядеть. Здесь возможно несколько правильных решений и среди них нужно выбрать оптимальный. Принцип действия руководителя – определить, проанализировать и действовать. Для анализа требуются особые знания и умения. Шаблонное решение тут вряд ли пройдет. Нужен творческий подход.

Хаотичная система отличается тем, что между причиной и следствием вообще нет никакой связи. Искать их бесполезно и вредно, потому, что они постоянно меняются. Каждый руководитель видит эту связь по- своему. И потому в этой ситуации необходима только воля – надо что - то делать, как - то реагировать на ситуацию. Общение с подчиненными идет в приказном порядке. Главная задача – навести порядок, определить, где есть стабильность, а где ее нет и начинать действовать. При умелом управлении хаотичное состояние системы можно перевести в сложное.

Сложная система – это обычное состояние бизнеса. Причинно – следственные связи неочевидны. Такие системы состоят из многих взаимодействующих элементов. Причем взаимодействие нелинейно, то есть малые изменения одного фактора может привести к непропорциональным последствиям. Фиксация (ограничение) какого-то одного фактора может быть причиной стагнации всей системы. Понимание прошлого развития системы никак не помогает в прогнозе будущего. Никаких шаблонных решений тут быть не может. Руководителю надо сначала поэкспериментировать, потом определить и действовать.

Вывод. Из четырех возможных состояний системы готовые решения можно использовать только для упорядоченных систем. Тот, кто выдает готовые инструкции, учит работать в упорядоченных ситуациях. В ситуации неординарной и сложной системы (обычное состояние бизнеса) готовых решений быть не может.

И еще вывод. Руководителю нужно быть в некотором смысле исследователем. Он должен уметь анализировать и экспериментировать. А значит, у него должно быть теоретическое представление о системе.



Опубликовал Виктор Вальчук в рубрике «Системы менеджмента»

уже есть 4 комментария
#1 Андрей 01/02/2011г.
Из данного поста следует, что СМК, рассматриваемая как набор инструкций на все случаи жизни, подходит лишь для упорядоченных систем, те к редким случаям в бизнесе.
#2 Виктор Вальчук 01/02/2011г.
Нет, Андрей. СМК - это система, разрабатываемая самой компанией. И она, конечно же, учитывает особенности конкретного предприятия. По нашему опыту внедрения, подробность описания бизнес процессов определяется еще уровнем компетенции персонала (чем меньше, тем подробнее) и характером деятельности (в случае сложных творческих работ многое просто отдается на компетенцию персонала). С другой стороны, СМК учитывает и требования стандарта ISO. Но эти требования довольно общие. Например: "Предприятие должно выявить требования клиента". Как именно вы их будете выявлять - в разговоре, в исследовании, анкетированием - решает само предприятие.
#3 Константин Филяев 19/04/2013г.
Необходимость применения гибких подходов у управлению бизнес-процессами, на мой взгляд, очевидны. Напрашивается аналогия из технических отраслей, где применяются системы автоматизированного управления. Например, энергосистема не продержится в рабочем состоянии и минуты без комплекса режимной и противоаварийной автоматики. Существует также понятие устойчивости систем, и если она слабая, то система может быть выведена из равновесия малейшим воздействием (в том числе случайным). Так и в коммерции – сделка может сорваться даже по причине, например, неудачно сказанной на переговорах фразе. Факторов – множество, а возможных их сочетаний – тьма. Поэтому без гибкого подхода не обойтись.

И стандарт ISO 9001, на мой взгляд, как раз-таки создает условия для гибкого и эффективного управления бизнес-процессами – благодаря своей «расплывчатости», которую многие ошибочно считают недостатком СМК. Ведь ИСО указывает, в каком русле предпочтительно плыть, а на каком «корабле» и с какой скоростью – решает уже сам владелец СМК. Возьмём хотя бы Smart-задачи – это возможность руководителям подразделений проявить своё креативное мышление и в то же время сильный мотивирующий стимул для него, если с успехом Smart-задач увязать бонусы.
#4 Константин Филяев 21/04/2013г.
Необходимость применения гибких подходов у управлению бизнес-процессами, на мой взгляд, очевидны. Напрашивается аналогия из технических отраслей, где применяются системы автоматизированного управления. Например, энергосистема не продержится в рабочем состоянии и минуты без комплекса режимной и противоаварийной автоматики. Существует также понятие устойчивости систем, и если она слабая, то система может быть выведена из равновесия малейшим воздействием (в том числе случайным). Так и в коммерции – сделка может сорваться даже по причине, например, неудачно сказанной на переговорах фразе. Факторов – множество, а возможных их сочетаний – тьма. Поэтому без гибкого подхода не обойтись.

И стандарт ISO 9001, на мой взгляд, как раз-таки создает условия для гибкого и эффективного управления бизнес-процессами – благодаря своей «расплывчатости», которую многие ошибочно считают недостатком СМК. Ведь ИСО указывает, в каком русле предпочтительно плыть, а на каком «корабле» и с какой скоростью – решает уже сам владелец СМК. Возьмём хотя бы Smart-задачи – это возможность руководителям подразделений проявить своё креативное мышление и в то же время сильный мотивирующий стимул для него, если с успехом Smart-задач увязать бонусы.


Добавить комментарий

 Челябинск: +7 (351) 245-03-03  Екатеринбург: +7 (343) 381-99-60    Москва: +7 (495) 983-59-93    

Наверх