АРБ-Консалтинг  >  Корпоративный блог  >  Системы менеджмента  >  Практичность бизнес образования

Практичность бизнес образования

26/01/2011г.

Практичность пожалуй после цены стоит на втором месте предпочтений потребителей услуг бизнес образования.
Как это обычно понимается? Очень просто. Есть ли в семинаре, тренинге или курсе конкретные примеры успешных решений в бизнесе? Чем больше, тем лучше. И лучше, чтобы примеры были из российской действительности. Ведь мы не американцы и не японцы. И чтобы из отрасли, как можно больше похожей на нашу. И чтобы преподаватель имел опыт работы в нашей отрасли. Лучше всего, чтобы были даны конкретные инструкции, проверенные на практике, как нужно поступать в той или иной ситуации. Вот тогда семинар, тренинг или курс по - настоящему ценен. Вернулся с обучения и применил полученное знание, как готовый рецепт. Если средство проверенное, значит будет работать и у меня. Правильно?

Нет.

Такое обучение крайне непрактично. Дело в том, что несмотря на всю кажущуюся практичность, в нем есть ответы на вопросы «как?», но нет ответов на вопросы «почему?». И в результате мы не знаем, почему же в данном конкретном случае сработало это решение. А раз не знаем, то и не понимаем, сработает ли оно в нашем случае.

Ответ на вопрос «почему?» предполагает некоторую модель, или теорию, которая возникает в результате осмысления многих наблюдаемых в разных ситуациях явлений. Только имея такую теорию, мы можем прогнозировать, как наше решение сработает в нашем случае. То есть имея теоретическое представление о сути бизнеса, мы можем сами генерировать решения! И если есть какое то готовое решение, мы можем понять, сработает ли оно в наших условиях. Так что «нет ничего практичнее, чем хорошая теория».

Обычно же при слове «теория» у представителя бизнеса возникает зуд и ему сразу хочется уснуть или уйти с занятия. Почему бы это? Наверное сразу вспоминается школа, или институт, где было выучено множество теорий, и от которых в голове не осталось уже ничего. А вот полученные за время работы практические знания, они всегда с тобой, они не забываются, их не выбьешь из головы то. И хочется таких же твердых знаний, но полученных другими людьми. И совсем не хочется теорий.

Такая вот коллизия.

Так в чем решение?

В понимании, что без теоретического осмысления сути происходящего в бизнесе, никакие рекомендации не помогут. Не поможет чужой опыт. Да и свой собственный положительный опыт может навредить.

Я, например, сторонник системного подхода теории ограничений к организации и управлением бизнесом. И если я уверен, что ограничение системы моего бизнеса сейчас в маркетинге, даже не пытайтесь давать мне ценных рекомендаций в области мотивации производственного персонала. Я точно знаю, что мне это не поможет. Мои силы, потраченные на совершенствование мотивации будут скорее всего потрачены зря. Да мне собственно и рекомендации не нужны. Я точно знаю, на что обратить внимание в первую очередь – на удержание клиентов.



Опубликовал Виктор Вальчук в рубрике «Системы менеджмента»

уже есть 1 комментарий
#1 Сергей 28/01/2011г.
Сейчас слушаем семинар по ТОС. В целом та же лекция из университета, по предмету, который вроде бы пригодиться потом в жизни.

Но есть одно отличие, представляющее собой совокупность факторов. Лектор семинара по ТОС сам "попробовал" эту систему - ему это интересно. Он читает семинар не для того, чтобы отработать положенные часы, а чтобы нам показать, что это реально полезные знания, которые можно и нужно применять не только в бизнесе, но и в ведении всех проектов по жизни (подготовка к покупке и покупка машины, например). Вся информация представляется не как читка лекционного материала, а как обучение-презентация теории ограничения систем с примерами ее использования. После занятий действительно появляется желание начать осваивать данный метод ведения проектов не только потому, что стало интересно, но и потому, что в ходе семинара акцентируется внимание на проблемах, которые есть и которые можно решить, применяя данный метод.

Поэтому чтобы семинар был интересен, он не должен быть лекцией, но и не должен давать «конкретные инструкции, проверенные на практике, как нужно поступать в той или иной ситуации» (как это говорилось в посте). Мне кажется, что семинар, помимо стандартных требований (опрятный лектор, понятная речь и т.д.), должен проходить по такому плану. Вступление – актуальность материала (что вокруг нас?) – какие существуют проблемы (с примерами) – как их можно решить (примеры из разных областей, в том числе обыденной жизни) – с помощью чего это можно сделать (презентация с примерами внедрения) – как это может работать (с примерами).

Вот так и проходит семинар по ТОС – он не скучен (теории тоже много), актуален, применим к моей ситуации, показывает и отвечает и предлагает не само решение проблем (повтори и будет рай), а инструмент и знания, которые помогут решить проблемы.

Послушал – осмыслил – преобразовал – победил. А копирование с чужого опыта для себя – это еще с университета понятно, что привод только к отупению и упадку.


Добавить комментарий

 Челябинск: +7 (351) 245-03-03  Екатеринбург: +7 (343) 381-99-60    Москва: +7 (495) 983-59-93    

Наверх